Шовинизм работодателей стал нормой в России

На модерации Отложенный

Социологические эксперименты помогли уличить компании Европы в дискриминации по этническому признаку

Как поймать за руку работодателей, дискриминирующих работников по национальному признаку? В Европе придумали простой, но убедительный способ.

Британка Элисон Тейлор отправила свое резюме в ответ на объявления о 987 различных вакансиях в семи британских городах. Одновременно в эти же компании пришли почти идентичные резюме от претенденток по имени Назия Махмуд и Мирьям Манагамбе. Элисон получила 110 приглашений придти на собеседование, а Назия и Мирьям – лишь чуть больше 60.

На самом деле, все эти резюме рассылали исследователи из британского Департамента занятости. Они решили проверить, как обстоят дела с этнической дискриминацией в Британии, и выяснили, что не так уж хорошо, несмотря на все многолетние усилия правительства.

Дискриминацию, как показывают исследования, по-прежнему можно найти везде – от США до Франции. Это – если искать. В России дискриминацию по этническому признаку вообще не признают, а жертвы принимают ее как должное.

РЕЗЮМЕ С ЛОВУШКОЙ

Канадские исследователи из Университета Британской Колумбии в мае провели почти такое же исследование, как британские чиновники. В Канаде так же выяснилось, что дискриминация уменьшает шансы быть приглашенным на собеседование на 40%. Строго говоря, речь шла не о этнической дискриминации, а, скорее, религиозной, потому что отказы получали и те кандидаты-тестеры, которые указывали, что они граждане Канады не в первом поколении. Тот факт, что их звали, скажем, Махмуд, а не Джон, столь же сильно снижал вероятность пройти во второй тур отбора кандидатов.

Французский Комитет по борьбе с дискриминацией (HALDE) регулярно проверяет ситуацию на рынке труда, рассылая резюме с контрольными параметрами – инвалид, женщина, эмигрант, человек с иностранной фамилией. Но, в отличие от британских и канадских опытов, результаты исследования могут повлечь административное и даже уголовное преследование тех работодателей, которые по-разному среагировали на одинаковые резюме, отличающиеся лишь по контрольному признаку.

США многие считают страной победившей политкорректности. Но и там с равенством при приеме на работу не все идеально.

В последнем номере издания Journal of Labor Statistics опубликовано исследование о том, как меняется состав нанимаемых работников при смене HR-менеджера. Если чернокожего кадровика сменяет белый, количество нанимаемых чернокожих падает с 21% до 17%.

Согласно тому же исследованию, когда чернокожий менеджер вступает в должность вместо белого, количество заявлений об уходе от белых сотрудников возрастает на 15%.

ОБИЖЕННЫХ НЕ СЧИТАЮТ

Фатима Медаева, пытаясь найти работу швеи в Москве, обзвонила не одно ателье.

Везде были готовы общаться: в швейном бизнесе недостаток рабочих рук, особенно людей с опытом работы, который у Медаевой был. Но дальше собеседования дело не доходило: при встрече с работодателем, как только выяснялось, что Медаева родом из Чечни, разговор заканчивался.

Светлана Ганнушкина, руководитель организации «Гражданское содействие», направила в последнюю организацию, уда попыталась устроиться Медаева, – швейное бюро «Тот-2», – возмущенное письмо, но дело ничем не кончилось.
В кадровых агентствах, куда обращался за комментарием корреспондент Slon.ru, тему этнической дискриминации комментировать не стали. В одном из них, впрочем, ответили, что «проблема надуманна и не существует». Ганнушкина же говорит, что слышала сотни подобных историй.

Но количественных оценок уровня трудовой дискриминации в России нет. По мнению руководителя правозащитного центра «Сова» Александра Верховского, под это просто нет заказчика – например, государственных агентств, аналогичных француской HALDE или всеевропейской ECRI (Европейская комиссия против расизма и нетерпимости). Неправительственные организации вроде «Гражданского содействия» занимаются более «острыми» случаями вроде беженцев, оставшихся без еды и крова. Не проявляют интерес к таким исследованиям и национальные диаспоры, полагающиеся, скорее, на трудоустройство «своих» в «национальном» бизнесе.

ЖДЕМ ПРОЦЕССОВ

До недавнего времени похожим образом дело обстояло во многих восточноевропейских странах: дискриминация вроде бы есть, но никто о ней не говорит. Ситуацию изменили несколько судебных процессов, инициированных правозащитными организациями. Те подобрали очевидно дискриминационные случаи и кандидатов, готовых пойти в суд, выиграли процессы, создали правоприменительную практику и привлекли внимание прессы. Когда суды признали вину компаний, стало очевидным, что многие повседневные вещи, на которые не обращают внимания, – это и есть дискриминация.

Как утверждает Александр Осипов из петербургского «Центра независимых социологических исследований», попытки подобных «показательных» процессов предпринимались и у нас. Но все потерпели неудачу на самых ранних стадиях. Не удалось даже найти кандидата, который бы согласился на подобный публичный процесс.

Единственный случай доведенного до суда и выигранного дела абсурден: в Дагестане работодатель опубликовал объявление «принимаем на работу только славян», за что и поплатился. Большинство фирм, которые проводят подобную политику, в объявлениях об этом не сообщают.