Вы никого не предаете

На модерации Отложенный

Уезжая жить за границу, вы никого не предаете Мы публикуем отклик на «личный опыт» нашего читателя «Хочу все продать и уехать подальше отсюда». — ред. «Газета.Ру». Хотелось бы ответить сразу на целую группу комментариев. Собственно, дело не в этих именно конкретных комментариях, а в том, что они отражают довольно распространенную позицию. Позиция заключается в следующем: 1. Российские граждане, живущие за рубежом — это «эмигранты» или «бывшие соотечественники». Почему они «бывшие» и почему «эмигранты», неизвестно, но я думаю, что так говорится по советской привычке, когда эмиграция была единственным способом уехать из страны. Впрочем, я пишу не с тем, чтобы спорить о словах, пусть «эмигранты». 2. Уехав из России, «эмигранты» тут же должны перестать считать ее Родиной, не интересоваться тем, что в ней происходит, а главное — «не сметь свое суждение иметь» о российских проблемах. Вместо этого они должны каким-то магическим образом превратиться в немцев, если живут в Германии, в американцев, если в Америке и т. д. 3. Дальше возможны варианты: 1) «Эмигранты» променяли духовность и патриотизм на материальные блага, а мы, героические патриоты, живем с семьей на 10 тысяч рублей в месяц, и поэтому мы должны презирать предателей родины. 2) «Эмигранты» не приобрели никаких материальных благ, наоборот, они бедствуют и страдают, а мы, героические патриоты, процветаем, покупаем квартиры и мерседесы, и поэтому мы должны презирать нищих «эмигрантов». 3) «Эмигранты» приобрели материальные блага - а никаких других благ за пределами российской территории приобрести нельзя. Однако их грызут постоянные сожаления, а когда они говорят, что довольны жизнью, это они себя обманывают и вообще, все, что они говорят и делают преследует одну единственную цель — залечить психологическую травму, вызванную «эмиграцией». А мы, героические патриоты, не знаем никаких сомнений, страданий и психологических травм, уверены в себе как танки и гордимся тем, что сохранили и приумножили духовные богатства, и поэтому мы должны презирать несчастных «эмигрантов». Подобные представления основаны на посылке, которую я и хочу обсудить, а именно на приписывании каких-то мистических духовных свойств государственной границе. Если человек переехал из Иркутска в Калининград, его переезд никого не интересует и является его личным делом. А вот если он переехал из Иркутска в Берлин — о, он бросил родную землю! О, жалкий бездуховный «эмигрант»! и т. д. и т. п. Ну, а почему Калининград — это «родная земля»? Потому что провели такую черту на карте? Если Репин жил в Финляндии, когда она была частью Россиийской Империи, был он «эмигрантом» и «предателем родины»? Нет? А когда Финляндия от России отделилась, а Репин остался там же, где и жил, то автоматически стал «предателем»? Говорят еще про язык, культурную среду … Так культурная среда очень разная в пределах одной и той же страны (если страна — не Лихтенштейн или Монако). Я знаю одного математика, родом из татарской деревни, который сейчас живет в Швеции.

Свою родную — татарскую — языковую среду он покинул, когда уехал учиться в Москву. Что же касается культуры и образа жизни, то в этом отношении российский академический центр, где он работал после вуза, отличается от татарской деревни намного больше, чем от шведского университетского города. Ну и почему переезд в Швецию должен вызывать у него больше моральных страданий, чем его первый переезд из родной деревни? Я понимаю тех, кто против любых переездов вообще, кто считает, что человек должен жить там, где родился где могилы его предков... В общем, это с большой эмоциональной силой выразили писатели - «деревенщики». Я с этой позицией не согласна, но она последовательна, понятна и вызывает уважение. Но вот почему в пределах страны переезжать можно, а за ее пределы переехать нельзя — это я не понимаю. И каким образом географическое местопребывание должно влиять на национальное самосознание я тоже не понимаю. Да и никто никогда не понимал до 1930х годов, а за пределами СССР — и после. По логике «патриотов», если Гоголь жил в Риме — так он уже не русский писатель, а итальянский. И как это он смел, сидя в Риме, обличать Плюшкиных и Ноздревых?! Пересек границу — и в ту же минуту потерял моральное право писать про Плюшкиных. И Тютчев должен был писать не «Край родной долготерпенья, Край ты русского народа», а «Край ты швейцарского народа» - он же ведь в Швейцарии жил, значит Россия не была для него «родным краем». Или Ибсен, который почти 30 лет прожил в Дрездене и только знай присылал оттуда пьесы в норвежские театры — с какой стати его все считают великим норвежским драматургом? И почему-то театры принимала эти пьесы, а не отвечали, кипя «патриотическим» негодованием, что, мол, живешь в Германии, так забудь про Норвегию. Примеры можно множить до бесконечности, приведу еще только один. Превратился ли Эйлер, приехав в Россию, в русского? Конечно нет. «А зачем же тогда приезжал», как любят вопрошать патриоты на форумах? А за тем же, за чем сейчас люди уезжают из России — за условиями для научной работы. В общем, весь этот истерический и бессмысленный культ государственной территории и окружающей ее колючей проволоки впервые возник при Сталине. То есть не сам возник, конечно, а насаждался параллельно с созданием «границы на замке». Времена изменились, и наши правители больше не могут держать «границу на замке». Финансировать науку, развивать инфраструктуру, платить врачам и учителям они не хотят — а то самим виллы не на что будет строить и недвижимость по всему миру покупать. При этом править страной третьего мира им тоже не хочется — хочется, понимаешь, высоких технологий, научных достижений и тому подобного. Для этого всего нужны образованные люди — а зачем образованные люди будут работать за гроши в ужасных условиях? Вот тут-то и приходит на помощь завалявшаяся со сталинских времен идеология: если нельзя удержать силой — так, может, кого-то удержит моральный остракизм, упреки в «предательстве Родины», страшилки про «культурный барьер» и «тяжелую долю эмигранта»?