Пуговичная история (часть 2)

На модерации Отложенный

Часть первая здесь  http://maxpark.com/user/2629239500/content/3500599          

«О, как много их было! Дутые студенческие десятки с накладными орлами. Золотые офицерские пятки с орлами чеканными. Коричневые — училища, с жезлом Меркурия, перевитым змеями, и с плутовской крылатой шапочкой. Светлые мореходные со скрещенными якорями. Почтово-телеграфные с позеленевшими молниями и рожками. Артиллерийские с пушками. Судейские со столбиками законов. Медные ливрейные  величиной с полтинник, украшенные геральдическими львами. Толстые тройки чиновничьих вицмундиров. Тончайшие писарские «лимонки» с острыми, режущими краями, издающие при игре комариный звон. Толстые одинарки гимназических шинелей с серебряными чашечками, докрасна вытертые посередине. Сказочные сокровища, вся геральдика Российской империи, на один счастливый миг были сосредоточены в Петиных руках…»

                                                                                          Валентин Катаев

 Идея пуговичной истории родилась несколько месяцев назад, когда, при разборе всяческого хлама, была найдена та самая пуговица со львами, поддерживающими щит под короной.

Любопытство мое заставило погрузиться в сайты, содержащие соответствующую информацию. В результате проведенного расследования вкратце было установлено следующее.

 Первые мундирные пуговицы – петровские и елизаветинские – вплоть до 1829 года были гладкими и изготавливались в основном из меди и олова. Позднее их делали из меди, латуни и других медных сплавов. Кроме мундирных изготавливались так же ливрейные, которые носили лакеи и прислуга родовитой знати, швейцары различных учреждений, в том числе и государственных. Чаще всего встречаются пуговицы изготовленные на фабриках Копейкина, братьев Бух, «Збук», «Линден», «Вундер», «Ассман». Реже отчеканенные на московских фабриках Семенова и Тулина и на рижской Левенштейна.

 Найденная нами пуговица была сделана на Санкт-Петербургской фабрике Копейкина, которая находилась по адресу Лиговский проспект, 42.

Фабрика производила также штампованные предметы. Здание ее по некоторым данным снесено после ВОВ, а прилегавшие к ней флигели уже в 90-х годах под проект «Высокоскоростные магистрали».

 Изображенный на артефакте герб свидетельствует о том, что это ливрейная и относится к дворянскому роду Времевых, который делится на две ветви: одна берет начало в Курской губернии, вторая – молдавская. Особо Времевы не прославились ничем, кроме одной истории, не имеющей отношения к пуговицам. Привожу ее здесь.

 Отставной офицер Тимофей Времев имел земли в Воронежской губернии. Жена его Наталья Мартынова – сестра того самого Мартынова, который обескровил русскую поэзию, убив на дуэли М.Ю.Лермонтова.

 Дела у помещика шли неважно и он отправился в Москву зимой 1825 года, чтоб заложить крестьян и оплатить закладные под усадьбу. Однако, получив деньги, он не придумал ничего лучше, как просадить их в карты. Со слов очевидцев, в тот вечер ему поначалу сказочно везло, но потом фортуна повернулась задом. Мало того, что помещик проиграл деньги, так еще и стер все долговые записи, объявив партнеров по игре шулерами и отказавшись платить. Игра велась в доме А.А.Алябьева (да-да, того самого «Соловья»). Сам он, как и его многочисленные друзья, были отставными офицерами и участниками войны 1812 года. За такой демарш картежника Времева изрядно вздули, перевернули вниз головой и трясли до тех пор, пока из его сапог не высыпались золотые червонцы. После нанесенных побоев Времев на второй день скончался, как было указано во врачебном заключении - от апоплексического удара.

 Все бы сошло с рук героям Отечественной войны, но это же был 1825 год, когда имена декабристов уже передавали по петербургским полицейским участкам. Нашлись и нужные свидетели. Дело отправили на пересмотр к лицейскому другу А.С.Пушкина И.И.Пущину, который ненавидел гусарские вольности и добился от церкви разрешения на эксгумацию. Было произведено первое (и единственное!) публичное вскрытие в истории Московского суда, которое подтвердило насильственную смерть Т.Времева.

 В результате следствия А.Алябьев был разжалован, лишен всех наград и привилегий и сослан в Томск без права выезда. Именно там он написал своего знаменитого «Соловья» и еще несколько других известных музыкальных произведений.

 Так вот, потянув за хвостик клубка, благодаря случайно найденной пуговице, обнаружила массу разной информации. Может, кому-то кроме меня это тоже покажется интересным.