Указами о наградах Сталин обозначил самый высший ранг полководцев
В этот день ровно 70 лет назад - 2 июня 1945 года - на первых полосах газет был опубликован текст указов Президиума Верховного совета СССР о наградах, присвоенных советским военачальникам.
С подробностями - Андрей Светенко в рубрике на "Вестях ФМ". Очень показательный список. Его открывало награждение маршала Говорова орденом "Победа".
Самым главным, редким, действительно полководческим. И здесь обращало на себя внимание то обстоятельство, что Леонид Александрович воевал далеко не на самом важном участке фронта. Он в последний год войны командовал Прибалтийским фронтом, переименованным вскоре в Ленинградский, задачей была нейтрализации и уничтожение курляндской группировки противника, остатков войск группы армий "Север" вермахта, засевших в Прибалтике, западнее Риги. Ликвидация этого очага сопротивления противника, безусловно, была необходима, но дела там шли, прямо скажем, туго, и окончательный разгром врага в Курляндии продлился до последнего дня войны.
Гитлеровцы тут сдались только после подписания капитулировали всей Германии - 9 мая. Показательно, что это было всего лишь восьмое по счету награждение. Если учесть, что Жуков и Сталин к тому времени были награждены орденом "Победа" дважды, то Говоров оказывался в самом первом ряду советских военачальников. Не менее любопытен состав и характер других награждений.
Следующие три указа - о присвоении званий Героя Советского Союза.
Маршала Жукова - в третий раз. Маршалов Рокоссовского и Конева - во второй. Трудно найти другой способ, чтобы яснее подчеркнуть особое значение этих троих маршалов, и без того по частоте упоминаний в тот год заслуживших известность, почет и уважение, причем не только в военной среде. Можно утверждать, что этим указом Сталин как бы обозначил самый высший ранг или разряд полководцев, именно как группы лиц, а отнюдь не только Георгия Константиновича Жукова. Хотя у маршала Победы высших наград на одну больше, имена Рокоссовского и Конева всегда будут сопровождать, будут присутствовать наравне, а в каком-то смысле и в противовес.
Зная о том, как сложно и порой незавидно будет складываться послевоенная судьба Жукова, это особенно явственно. И указ, будем говорить, Сталина от 1 июня эту подоплеку как раз и обнаруживает.
Кстати, на той же первой полосе газеты "Правда" в тот день был опубликован краткий отчет об "обеде у председателя Совнаркома товарища Сталина в честь личного представителя президента США Гопкинса". Мы этой темы - пребывания Гопкинса в Москве - уже касались, напомним, что Гопкинс ратовал за назначение Жукова представителем от Советского Союза в контрольный совет по управлению Германией. И награждение Жукова, также, как и обещание Сталина назначить маршала, тоже отражают специфику момента и эпохи, конечно, в которой вслух далеко не все говорилось, зато люди хорошо умели читать между строк.
Андрей Светенко
Комментарии