Путин удлиняет путь к кладбищу

Властитель едет на свою "коронацию" по притихшему, пустому, зловеще молчаливому городу. Эта запомнившаяся многим картина трехлетней давности – в день инаугурации Владимира Путина, по мнению профессора политологии, участника внешнеполитической исследовательской программы Брукингского института Лилии Шевцовой, – символ взаимоотношений российской власти и общества. При этом если у общества, при всех его проблемах и одурманенности пропагандой, есть шанс выйти из нынешнего состояния обновленным, то путинский авторитаризм переживает агонию, которая, впрочем, может быть долгой, говорит Шевцова в интервью Радио Свобода.

– Недавно в статье, вышедшей в Journal of Democracy, вы так описали политический строй современной России: "Система персональной власти – антитеза правового государства". При этом вы отмечаете, что эта система демонстрирует удивительные способности к выживанию. В чем секрет этих способностей? Что позволяет этой власти сохранять внутреннюю стабильность?

– Тут есть парадокс.

Это новаторская технология выживания системы, причем сама система – дряхлеющий пациент уже на дороге к кладбищу. И вот вся эта технология, все изобретательство Кремля направлено на то, чтобы путь к кладбищу удлинить. Речь идет о системе, которая потеряла свой драйв, свое дыхание, которая не может себя модернизировать. А сейчас у нее проблемы со стабильностью, с сохранением статус-кво. Иначе зачем было Владимиру Путину вдруг совершать этот кульбит и уходить из достаточно комфортного периода, связанного с личной интеграцией российской политической элиты в Запад? Тогда можно было с Бушем есть омары на ранчо, быть членом "Большой восьмерки", не заслуживая этого, можно было наслаждаться всеми преимуществами внедрения в западное общество без соблюдения правил этого общества в России.

Все интервью: Радио свобода