Кремлевские правила

На модерации Отложенный

Это стало уже настолько привычным, что в прошлое воскресенье мир практически не заметил, что российский президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин устроили еще одни дутые выборы в советском стиле. Как и в старые времена, правящая партия (сегодня известная под именем 'Единая Россия', а не 'Коммунистическая партия Советского Союза') одержала решительную победу в местных округах по всей стране, в то время как оппозиционным политикам было позволено играть лишь эпизодические роли для декоративного эффекта. Г-н Медведев, часто поражающий западных политиков своими заявлениями в поддержку демократии, похвалил выборы, назвав их 'хорошо организованными', с чем, надо признать, сложно поспорить. Г-н Путин, который не столь сентиментален, назвал протестующих против результатов голосования политиков нытиками: 'Те, кто проигрывают, всегда недовольны'.

Поэтому было приятно услышать, как госсекретарь Хиллари Клинтон, оказавшаяся в Москве сразу после выборов, твердо выступила в защиту настоящей демократии. На встрече с лидерами гражданского общества, подвергающимися нападкам и опасностям в России г-на Путина, г-жа Клинтон сказала: 'И президент Обама, и я хотим подчеркнуть, что Соединенные Штаты поддерживают тех, кто работает на дело свободы, кто агитирует за справедливость и демократию и кто рискует своими жизнями, выступая в поддержку прав человека'.

Она повторила это послание в Московском государственном университете, сообщив студентам, что инновациии, о которых так часто говорит г-н Медведев, не могут преуспеть без 'основных свобод, свободы мысли и свободы прессы, свободы принимать участие в политических процессах'.

Она дала интервью радиостанции 'Эхо Москвы', остающейся одним из немногих независимых СМИ, в котором она сказала, что у нее нет 'никаких сомнений' в том, что 'демократия в интересах России, что уважение к правам человека, независимая судебная власть и свободная пресса - в интересах сильной, стабильной политической системы'. На встрече с лидерами гражданского общества она конкретно упомянула 18 журналистов, убитых в России с 2000 года, заметив, что лишь одно из этих преступлений было раскрыто. 'Когда подобное насилие остается безнаказанным в любом обществе, - сказала г-жа Клинтон, - оно ослабляет диктатуру закона, охлаждает общественные дебаты, что является источником жизненной силы для открытого общества'.

Как г-жа Клинтон дала понять, подобная откровенность не мешает дипломатическому взаимодействию. В любом случае российские лидеры будут действовать в своих интересах, как они видят их. Но ее слова могут ободрить тех в России, кто продолжает бороться за свои права несмотря на малые шансы на победу, одновременно напоминая всем россиянам о том, что менее циничное правительство может привести страну к большему благосостоянию.