Экономический кризис в России привел к сворачиванию производства, массовым увольнениям и задержкам зарплат. В мае число официально зарегистрированных безработных превысило миллион человек (не вставших на биржу труда безработных значительно больше). В первом квартале 2015 года служба судебных приставов велапочти 200 тысяч исполнительных производств по случаям невыплаты зарплат – в размере 9 миллиардов рублей.
Столкнувшись с проблемами, работники начинают активнее отстаивать свои права. «Можно с уверенностью говорить, что состоялся скачок протестности, подобный тому, который произошёл в 2009 году», – отмечается в мониторинге трудовых протестов Центра социально-трудовых прав. С начала года состоялось более 100 акций протеста, связанных с трудовыми проблемами. Независимые объединения наемных работников становятся всё более востребованными. Александр Литой выяснил, какие профсоюзы ведут реальную борьбу за права своих членов и чего им удается добиться.
В наследство от советской системы России досталась так называемая «Федерация независимых профсоюзов России» (ФНПР). ФНПР управляет огромной собственностью, доставшейся ей со времен СССР — санатории, дворцы труда и т.п. В Госдуме она представлена депутатами Андреем Исаевым и Александром Сидякиным. Сохраняя свои традиции, ФНПР митингует вместе с «Единой Россией», распределяет путевки и новогодние подарки между рабочими, в ФНПР состоят директора предприятий вместе с подчиненными. Единственное, чем ФНПР не занимается никогда — это защитой интересов работников. Но в России есть и другие профсоюзы – соответствующие тому, что под этим словом подразумевается во всем мире. В них никогда не примут руководство компании и в большинстве из них все члены реально являются работниками предприятий.
Администрация президента пыталась взять процесс появления новых профсоюзов под контроль, стремясь, чтобы они объединились под брендом «Соцпрофа» (сейчас его председатель, Сергей Вострецов – депутат Госдумы от «Единой России»), однако бОльшая часть независимых профсоюзов объединилась в Конфедерацию труда России (КТР). Хотя независимые профсоюзы действуют далеко не на всех российских предприятиях, в профсоюзах КТР уже состоит два миллиона членов. КТР – второе по численности профобъединение в России после ФНПР. Профсоюзы КТР полностью самостоятельны, хотя и помогают друг другу в организационном развитии. Кроме того, через КТР они могут взаимодействовать с Трехсторонней комиссией (куда входят представители бизнеса и правительства) а также с ООНовской Международной организацией труда и разного рода общественными советами при государственных органах.
У всех независимых профсоюзов есть общие задачи — они выступают против урезания социальных статьей бюджета, повышения пенсионного возраста, и за либерализацию права на забастовки. Официально организовать забастовку по нынешнему законодательству практически невозможно, поэтому одним из главных методов борьбы стали «итальянские забастовки» (когда работники замедляют темп работы, скрупулезно соблюдая все инструкции).
При этом у каждого независимого профсоюза есть и своя собственная повестка. The Insider выбрал семь наиболее активных профсоюзов, чтобы понять, за что и как они они борются.
Комментарии
Комментарий удален модератором
И это во многом потому, что существуют такие вот статейки, которые нагло врут о том, что профсоюзы не защищают рабочих.