Секрет путинской пропаганды

На модерации Отложенный


Когда собираешься раскрыть государственную тайну стратегического значения, неизбежно чувствуешь некоторое волнение. А тайна, которую я хочу поведать, не из последних. Я хочу раскрыть секрет путинской пропаганды.

Время от времени я читаю, как люди жалуются на то, что «Запад проигрывает путинской пропаганде», видимо, собираясь попросить в связи с этим финансирования под контрпропаганду, и недоумевают – как она достигла столь зловещей эффективности.
Не требуя ящика печенья и бочки варенья, я открою вам некоторые секреты. Рассмотрим простой пример. 8 Мая ВВС иРадио Свобода сообщили об очередном акте полицейского подавления свободы творчества. Выставка «Мы победили», которая проходила в художественной галерее С-Арт в Москве, подверглась полицейскому налету, а также погрому.

Да, с тех пор как русские семьдесят лет назад довели до самоубийства известного европейского художника, их отношение к искусству не улучшилось. Но что, собственно, экспонировалось на выставке?

Как сообщает ВВС, «удачной работой Войс (устроитель выставки) назвал мясорубку, в которую загружаются фигурки советских и немецких солдат, которые в ней перемалываются. Из-под ножей мясорубки выходит георгиевская лента...

На другой работе изображен человек, который стоит на коленях и ест из таза лапшу из георгиевских лент. Также в числе экспонатов была серия произведений, изображающих ватники, украшенные бантами из георгиевских ленточек.

«Художники высказывают мнение, что мы живем во время победивших ватников», –объяснил Петр Войс А какой наиболее эффективный и незатратный способ вызвать у людей неприязнь и недоверие? Демонстрировать им свое высокомерное презрение, наносить им намеренные и тяжкие оскорбления; причем особенно эффективно, в плане провоцирования враждебности, оскорблять их национальность или религию.Что же, 70 лет назад ватники действительно победили, и не всех это радует; но поговорим, собственно, о секрете путинской пропаганды. Дело в том, что люди склонны мыслить бинарными категориями – если, скажем, N ваш враг, а вы сумели внушить людям недоверие и неприязнь, то люди, естественно, будут воспринимать ваши нападки на N с недоверием и склоняться к мысли, что он, скорее всего, достойный человек, раз вы его ненавидите.

Нравится вам это или нет, но в России принято с глубоким уважением относиться к памяти павших в Великой Отечественной войне. Люди в курсе планов национал-социалистов и благодарны тем, кто не дал им осуществиться. Публичная демонстрация презрения к памяти павших или насмешка над их почитанием будет воспринята как тяжкое оскорбление абсолютным большинством россиян, причем довольно разных политических предпочтений.

Коммунисты и антикоммунисты, горячие поклонники действующего правителя и те, кто склонны относиться к нему скептически, этнические русские и представители других национальностей – все отнесутся к такого рода насмешкам как к проявлению крайней аморальности и тяжкому оскорблению, нанесенному им всем.

Собственно, это не уникальное качество именно русских – вот в 2010 году англичанин Чарли Гилмор попал в тюрьму за то, что во время каких-то протестов раскачивался на флаге, свисавшем с Кенотафа – памятника павшим британским воинам – и тем проявил неуважение к их памяти. Гилмор вышел из тюрьмы, только изъявив глубочайшее раскаяние в своем поступке – англичанам, похоже, не очень нравится пренебрежение к памяти их павших.

Что же, русские в этом отношении не уникальны, не как-то особенно отформатированы «путинским телевизором», они подобны англичанам и прочим народам, которые чтут своих павших.

Подчеркнутое глумление над символами этой памяти будет, естественно, воспринято с крайней враждебностью. Понятно, что в России есть некоторая тусовка «художников», не умеющих рисовать: они приобретают известность, намеренно делая что-то неприемлемое и оскорбительное.

Чаще всего предметом нападок избирается православие; но цель, скорее, в том, чтобы намеренно оскорбить людей и вызвать реакцию – если это можно сделать, оскорбляя память павших на войне, это подойдет еще лучше.

Что «художники» ищут геростратовой славы – это понятно; менее понятно, чего ищут ресурсы вроде русской службы ВВС или Радио Свобода, сочувственно сообщая о притеснениях, которым они подверглись от нашей ватной полиции. Это, увы, довольно обычное поведение. Можно вспомнить, например, встречу Хиллари Клинтон с участницами известного вокально-инструментального ансамбля, тоже вызывающую недоумение – зачем?

Если я хочу внушить людям какие-то свои взгляды, привлечь их на свою сторону, было бы крайне глупо наносить им оскорбления или поддерживать тех, кто такие оскорбления наносит. В крайнем случае, всегда можно промолчать.

Собственно, в этом и состоит один из секретов успехов путинской пропаганды – большую часть работы за нее делает пропаганда антипутинская. Тут как в анекдоте про футбольную команду, которая проиграла команде манекенов. Даже если бы никакой путинской пропаганды вообще не было, прозападная пропаганда могла бы сама успешно справиться с тем, чтобы настроить людей против себя.

Конечно, это не единственный секрет ее успеха – еще важнее зрелище реальных достижений «продвижения демократии» в Ираке, Ливии, а теперь и на Украине.

Почему так происходит? Я бы предположил, что тут возникает «эффект плохиша» – для ведения пропаганды на русском языке набираются люди из весьма своеобразной субкультуры «русских западников»; эта субкультура не является миссионерской в том плане, что вовсе не стремится обратить «ватников» в свою веру. Впрочем, и революции от этих людей ждать не стоит.

Эта тусовка является эмигрантской. Перед нами люди, которые либо уехали, либо находятся в растянувшемся процессе отъезда, либо, оставаясь здесь, подчеркивают свою чуждость этой ужасной стране, ее ужасному народу, ее ужасной истории и ее ужасной религии. «Дяденьки буржуины! Заберите меня в свое буржуинство! Я здесь вообще случайно! Я чужой среди всего этого ватного быдла!»

Эти люди демонстрируют презрение к своим согражданам (среди кого мне приходится жить!) и обращаются к Западу как маяку; наивные же «продвигатели демократии» подхватывают их как «демократическую оппозицию», хотя никакой оппозицией, тем более демократической, они не являются и не собираются.

«Путинской пропаганде» было бы достаточно помалкивать, предоставляя актуальным художникам самим устраивать выставки, западным ресурсам – их одобрять, колумнистам – писать колонки про то, что 86% жителей России – зомбированное быдло и вата.

Это команда, забивающая голы исключительно в свои ворота. Она проиграет, даже если будет играть с командой, забивающей в свои ворота не так часто.

И никаких секретов.