..шило на мыло..
На модерации
Отложенный
Госсекретарь США Джон Керри едва дождался окончания юбилейных торжеств в Москве по случаю 70-летия Победы, и сразу же позвонил своему коллеге Сергею Лаврову. Предложил повидаться, чтобы обсудить важные проблемы — важные для Вашингтона, разумеется, а не для Москвы.
Собственно, в этом суть дипломатии: говоря о наболевшем, выслушивать проблемы противоположной стороны. И искать варианты, как увязать то и другое. Для США нет ничего более важного в среднесрочной перспективе, чем разбушевавшийся Ближний Восток. А именно — Иран, который сегодня стал ключом к решению проблем в регионе.
Буквально вчера заместитель начальника штаба Вооруженных сил Ирана Масуд Джазайер пригрозил, что нападение на судно, везущее гуманитарную помощь иранского Красного Полумесяца в Йемен, вызовет войну в регионе. И мрачно добавил: «США и Саудовская Аравия должны знать, что иранская сдержанность имеет предел». Однако и Саудовская Аравия вдруг вышла из-под контроля. Сегодня начался двухдневный саммит Барака Обамы с лидерами стран, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, но вместо короля Салмана на встречу с американским президентом поехал принц Мухаммед бин Наиф.
Тем самым был выражен протест против равнодушия Вашингтона относительно вмешательства Тегерана во внутренние дела арабских государств. «Теория заговора имеет право на существование. США сначала создают угрозы для арабских стран, а потом продают им большое количество вооружений. Это не сулит нам ничего хорошего», — заявил советник эмира Кувейта по безопасности Сами аль-Фарадж. Другими словами, все местные элиты ждут от американцев более решительных действий — причем, исключительно на своей стороне.
Речь идет о Турции, Иране, Саудовской Аравии и, конечно, Израиле, и у всех четырех основных стран интересы разнонаправленны. Со всеми у США сейчас непростые, и что уж там, натянутые отношения. Между тем, американцы давно лелеют мечту стать хозяевами нефтеносного Ближнего Востока. И до недавнего времени им это удавалось. А после покорения Ирака вообще казалось, что контроль над миром, зависимым от злосчастных углеводородов, близок, как никогда.
Оставалось уничтожить Сирию и прорубить трубопроводное окно из Катара в Европу.
Но тут, как известно, вмешалась Россия. И сейчас никто не знает, чем кончится конфликт для Башара Асада. А значит, укладка газопровода по дну Средиземного моря откладывается на неопределенный срок. Поэтому вдруг оказался важным Иран, которого терпеть не могут все окрестные суннитские страны. Вроде с ним удалось договориться, но тут вмешалась Россия со своими С-300, которые сводят на нет усилия США по урегулированию проблемы и установлению своей гегемонии в регионе.
В общем, Джону Керри было о чем поговорить с Сергеем Лавровым и Владимиром Путиным, которому он передал некое важное послание от Барака Обамы. И я думаю, оно было очень серьезным, и о нем, конечно, не упоминалось в ходе пресс-конференции после встречи. Мне кажется, речь шла об обмене Ближнего Востока на Украину. Сегодня в Турции начался саммит НАТО, посвященный ситуации на Украине, и американцам было очень важно понять, как отреагирует на такое предложение Москва.
Вот откуда эта срочность, эта внезапность. Вот почему переговоры шли так долго. Обмен, конечно, не равнозначный — Киев и без того скоро притихнет, и это понятно всем. А после того как Крым стал российским, Украина уже не представляет для нас угрозу безопасности как плацдарм для НАТО.
С другой стороны, американцы так заигрались со всеми противоборствующими силами на Ближнем Востоке, что скоро их перестанут принимать во всех местных дворцах и без всякого нашего участия. То есть, в принципе, на это можно было бы и пойти — пусть усугубляют собственное положение своим неуклюжим топтанием по барханам. Мы только помешаем этому увлекательному процессу падения авторитета США.
Впрочем, МИДу виднее, там ребята ушлые. Меня больше интересует, какое предложение привез Джон Керри в довесок к Украине. Белый дом как никто понимает, что использовать эту погибающую на глазах державу как козырь в большой игре уже поздно. Pavel Shipilin
Комментарии