45 лет без The Beatles

На модерации Отложенный

«Газета.Ru» вспоминает, как распадалась великая группа и как создавался последняя студийная пластинка в ее дискографии.

Жизнь и творческий путь The Beatles известны чуть ли не по дням и минутам — в авторизованных и не очень биографиях разбирали карьеру музыкантов практически со дня их рождения, отмечая большими флажками-маркерами основные даты. Одной из таких дат и является 8 мая — в этот день в 1970 году в Англии вышел 12-й студийный альбом битлов «Let It Be», завершивший официальную дискографию и историю группы.

Через 10 дней диск был выпущен в США — в то время британский и американский музыкальные рынки очень отличались друг от друга. Еще через два дня вышел и документальный фильм «Let It Be», на премьеру которого не пришел ни один из участников группы — «Битлз» закончился, музыканты начали многолетние судебные разбирательства между собой и своим менеджментом. Одновременно начали ходить слухи о скором воссоединении — поклонникам очень хотелось верить, что разлад в группе дело временное, и скоро все станет так, как было совсем недавно. Правда, на самом деле разногласиям было уже несколько лет.

Кто виноват

Общепринятой является версия, что в распаде The Beatles виновата Йоко Оно. Японская художница, с которой Джон Леннон познакомился то ли в ноябре 1966-го, то ли в сентябре 1965-го, стала причиной его развода с первой женой Синтией, а заодно — фактором раздражения для остальных музыкантов, поскольку присутствовала на записи «White Album» в 1968-м и даже позволяла себе критические замечания.

С другой стороны, после смерти Брайана Эпстайна в 1967 году, битлы оказались на перепутье. Леннон роль лидера на себя примерять не стал, а Пол Маккартни, ответственный за концепцию монументального «Sgt. Pepper»s Lonely Hearts Club Band", предложил проект, закончившийся провальным фильмом «Magical Mystery Tour» и хорошим одноименным альбомом. Последующие попытки Маккартни сделать хотьчто-то для развития группы встречались со все большим скепсисом, но до открытого противостояния дело не доходило.

Вернись!

Сами музыканты все проблемы в группе видели, разумеется, лучше кого бы то ни было. Новый альбом, для записи которого они собрались в самом начале 1969 года, был затеян как раз для того, чтобы вернуть изначальный дух The Beatles. Одновременно члены группы собирались показать и своим поклонникам, что с ними все в порядке — для этого во время сессий велась киносъемка, которая затем должна была стать основой для фильма. Предполагалось выпустить еще и книгу о том, как записывается The Beatles, а весь проект получил название «Get Back» — по уже написанной к тому времени песне.

Снять процесс записи в итоге получилось, но сама запись не задалась. Месяц спустя будущий альбом существовал только как набор отдельных дорожек. Закончилась работа над ним знаменитым концертом на крыше студии 30 января — по замыслу, это выступление (последнее для The Beatles) должно было завершать фильм.

Abbey Road и все

Неудача с «Get Back» словно заставила музыкантов проснуться. Они, конечно, отвлекались на споры о том, кто должен быть менеджером группы (им стал американец Аллен Клейн, тогда как Маккартни выступал за кандидатуру своего тестя Ли Истмена), но как-то сумели договориться и за полгода с помощью своего бессменного продюсера Джорджа Мартина выдать «Abbey Road» — пожалуй, лучший и самый цельный альбом в дискографии группы.

Последний раз битлы работали вчетвером в августе 1969 года — на записи песни «I Want You (She»s So Heavy)". В сентябре Леннон объявил другим участникам группы, что уходит в сольное плавание, но от широкой публики эта информация была скрыта.

Официально о распаде группы к концу 1969 года так и не было объявлено. К тому времени Леннон и Джордж Харрисон уже выпустили сольные пластинки (правда, ни одна из них не сравнилась по популярности не только с Abbey Road, но и любым другим альбомом группы). Готовили материал для дебютов и Ринго Старр, и Маккартни, но понимания, что будет дальше с The Beatles, судя по всему, не было ни у кого. Именно тогда музыканты вспомнили о бесхозных фонограммах, записанных для «Get Back».

Пусть будет так

Собраться вместе, впрочем, у них так и не получилось, но несколько сессий в январе 1970-го они провели. Тогда же записали и последнюю песню альбома, «I Me Mine» Харрисона, — уже без Леннона. Но и после этого альбом так и не сложился. В марте весь наработанный материал был отдан американскому продюсеру Филу Спектору, попросив его сделать хотьчто-то внятное. Маккартни снова возражал, его снова никто не послушал — и, видимо, правильно. Спектор убрал несколько из предложенных ему композиций, добавил недавно вышедший сингл «Let It Be» — и получился финальный аккорд великой группы.

Этот альбом проигрывал «Abbey Road» по концептуальности, был раскритикован в момент выхода, но песни с него оказались не менее мощными по звучанию — «Across the Universe», «The Long and Winding Road», бывшая заглавная «Get Back» и, конечно же, «Let It Be».

Почетное 392-е место

Альбомом остался недоволен и Маккартни. Недоволен настолько, что через 33 года выпустил свой вариант записи — «Let It Be… Naked» с авторской версией песни «The Long and Winding Road». Зато работу Спектора похвалил Леннон — по словам музыканта, продюсер хорошо поработал над доставшейся ему «кучей плохо записанного дерьма». Потом, кстати, Леннон работал со Спектором над «Plastic Ono Band» и «Imagine», а Харрисон записал с ним «All Things Must Pass».

Ну, а закончилось все тем, что «Let It Be» занял свое место в истории музыки и попал в составленный журналом «Rolling Stone» список «500 величайших альбомов всех времен» — на 392-ю позицию.

Макс Степанов