Властелины дефицита

Deficit_v_SSSR
 

Товарищи задали резонный вопрос — отчего в СССР практически всё было в дефиците? Отчего Жигули, обходившиеся государству в 500 рублей и продававшиеся за 5500 рублей — тоже были в дефиците? Неужто при рентабельности в 1100% сложно было построить еще один автозавод и завалить страну автомобилями?

Вопрос резонный, и ответ на него многим покажется неожиданным. Дело в том, что «заваливать страну автомобилями» никто не собирался. Более того — делалось всё, чтобы этого не допустить.

В брежневском СССР сложилась система экономических отношений, основанная на дефиците. Пока у тебя есть дефицит, доступом к которому ты управляешь — ты уважаемый человек, и на свой дефицит ты можешь получить (обменять) любой другой дефицит. Как только то, что у тебя есть, перестает быть дефицитом — ты никто, в тебя все плюют, ты нищий, тебе никто ничего не даст, потому что дефицит.

При этом что именно является дефицитом — вообще не важно. Это могут быть гвозди, или циркониевые трубы, или микропроцессоры — разницы нет, главное, что этого кому-то не хватает. И этот кто-то будет готов дать тебе тот дефицит, которого не хватает уже тебе — в обмен на твои дефицитные гвозди, или циркониевые трубы, или микропроцессоры.

Приведу пример. Пресловутая Нива была таким эпическим гугном, а цена на нее была изначально назначена настолько неадекватной — что в течении пары лет она свободно стояла в автомагазинах СССР без всяких очередей, никто не горел желанием ЭТО покупать, кроме эпических идиотов. А их в СССР таки было немного.

И это чуть не обрушило весь советский автопром. Ведь автомобиль перестал быть дефицитом — соответственно и доступ к его распределению перестал котироваться. У ВАЗа мгновенно начались трудности с поставками сырья и комплектующих.

Знаете, что предпринял ВАЗ? Он — невиданное дело в СССР — снизил объемы выпуска НИВЫ, ссылаясь на всякоразные «объективные причины». И добился того, что это гугно исчезло из магазинов, за ним выстроились какие-никакие, но очереди.

Теперь вам понятно, почему в позднем СССР было в дефиците ВСЁ?

И ладно бы только товары народного потребления были дефицитом — так ведь нет, в дефиците были и комплектующие для промышленности, и стройматериалы, и сырьё. Всё было в дефиците. При этом, если чего-то по недомыслию дефицитчиков становилось достаточно — в промышленность и нархоз немедленно спускался циркуляр «увеличить использование такого-то».

Вплоть до того, что было приказано использовать титан для товаров народного потребления — да кое-кто наверняка помнит эти лопаты из титана и сковородки из него же. Абсурд — но как иначе поддержать титановое производство, если без дефицита титана им не получить ничего, от гвоздей до аккумуляторов для машин и спецовок для рабочих.

Это называется «экономика дефицита». Когда продается не товар, а доступ к товару.

На ВАЗе зарплаты инженеров были значительно ниже, чем в оборонке. И тем не менее туда стремились устроиться. Почему? Потому что можно было завести знакомства в части доступа к дефицитным автомобилям. И, соответственно, далее по схеме — я тебе дефицит, ты мне другой дефицит.

Как только автомобиль в России перестал быть дефицитом — ВАЗ остался без кадров. Там остались только откровенные бездари, которым просто некуда податься, и жулики, которые привыкли воровать по наработанным схемам. И то же самое произошло со всеми автозаводами бывшего СССР. В этом одна из причин того, что АЗЛК и ЗИЛ загнулись совсем, а на ГАЗе прекратили производство собственных легковых авто.

Или вот — завод Козицкого в Питере полным ходом гнал с конвееров цветные телевизоры «Радуга» — а в магазинах СССР их было не купить. Куда же они все девались? И я узнал, куда они все девались, когда рухнул СССР — я сам видел огромные ангары, забитые этими телевизорами до потолка, с уже подмокшими и заплесневелыми коробками (телики там лежали четвертый год). Система, когда не могла поддержать дефицит путем сокращения производства — поддерживала дефицит путем уничтожения уже произведенного, гноила товары на складах, перерабатывала твердокопченую колбасу в кормовую муку для скота, сжигала запасы белья и одежды, перемалывала обувь в наполнитель для асфальта.

Потому что пока у тебя есть дефицит — ты властелин всего, а если нет дефицита — ты никто.

Забавным образом в этом «уничтожении излишков» экономика СССР сошлась с экономикой западного капитализма. Помните у Маяковского:

Вашингтон. Фермеры, доевшие, допившие
до того, что лебедками подымают пузы,
в океане пшеницу от излишества топившие, —
топят паровозы грузом кукурузы.

Товарное производство беспокоилось о падении цен из-за излишков, а советские жуки беспокоились об исчезновении дефицита, на котором строилась вся их система теневого товарообмена. СССР в конечном счете от этого рухнул. Запад рушится на наших глазах.