Отечественная или Мировая?

Одновременно с Великой Отечественной в учебниках мимолетом упоминалось и о другой войне, шедшей в те же годы, в тех же странах и с теми же участниками. Они, вроде бы, и пересекались, даже как бы совпадали, но при этом были совсем разные. Так это и укоренилось в сознании миллионов людей, выросших на советских учебниках истории.

Все в России знают даты Великой Отечественной войны: 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года. Даты Второй мировой войны известны меньше: 1 сентября 1939 – 2 сентября 1945-го. Каждый в России знает, что в Великой Отечественной Советский Союз воевал с Германией и ее союзниками.

Не каждый вспомнит, что во Второй мировой участвовало 62 государства из 73 существовавших тогда на планете, что боевые действия велись на территории трех континентов и в водах четырех океанов, что это пока единственный конфликт, в котором применялось ядерное оружие.

Эта грандиозная мировая бойня будто обошла Советский Союз, который вел свою собственную войну с фашистами и победил их. Как же так случилось, что торжественно отмечаемая ежегодно в России победа над нацистской Германией – это победа в Великой Отечественной войне, а память о Второй мировой будто стерта?

Что сделал Советский Союз в первые же дни после начала Второй мировой войны? Начал военные действия против Польши. С запада на поляков напала национал-социалистическая Германия, с востока – социалистический Советский Союз. Немцы – 1 сентября, Советы – 17-го.

Это и есть дата вступления Советского Союза во Вторую мировую войну.

И, увы, не на стороне антигитлеровской коалиции, которая была представлена тогда Польшей, Англией, Францией, Австралией, Новой Зеландией, Индией и Канадой, а в союзе с нацистской Германией. Именно с ней Советский Союз был связан пактом о ненападении, подписанным в Москве 23 августа 1939 года – за неделю до начала Второй мировой войны. Именно с ней Советский Союз заключил 28 сентября 1939 года договор о дружбе и границе.

Договорившись с Гитлером о разделе сфер влияния в Европе, Сталин не опасался каких-либо осложнений военного характера с началом Второй мировой войны. Да и чего было опасаться Советскому Союзу, намного превосходившему своих ближайших западных соседей по размерам, природным ресурсам, численности армии и военному оснащению?

Вероятно, Сталин считал распад Российской империи в 1917 году величайшей геополитической катастрофой ХХ века. Теперь перед ним открывалась заманчивая перспектива восстановления державы в прежних границах.