Лукашенко продолжает свято верить в свою советскую экономическую "библию"

Александру Лукашенко очень сложно вырваться из пут собственных убеждений, заблуждений и старых решений. Это убедительно показало его очередной послание 29 апреля. 

Послание соткано из противоречий, смысловых конфликтов, невыполнимых угроз, острого дефицита свежих идей и опасной безнадёги на адекватные действия властей по преодолению экономического и структурного кризиса. 

Александр Лукашенко на фоне сомнений своего помощника по экономике Кирилла Рудого твердо дал понять: "Политической воли на структурные, рыночные реформы нет". Есть желание остаться на фундаменте проверенной модели, тотально контролируемых схем управления. Пусть она и дает трещины. Пусть производит никому не нужные товары и лишнюю рабочую силу, но в год президентских выборов менять ее на неопределенное будущее Лукашенко не готов. 

Отсутствие двух ключевых слов для любой сильно огосударствленной страны в структурном кризисе сводит ценность послания к содержанию банального трёпа в баре потерявших ориентиры людей, находящихся между шестой кружкой пива и вторым таймом скучного футбольного матча. Эти слова — "либерализация" и "приватизация".


Непоколебимая вера в советские конспекты и производственный "героизм" 

Складывается впечатление, что Лукашенко считает их какими-то частями заклинания, которое может пошатнуть его личную власть. Это эффект очень долгого пребывания в самоизоляции под влиянием идейной монополии сторонников белорусского Госплана и номенклатурного лже-рынка. 

Типичными представителями зомбо-команды по закостенению взглядов Лукашенко являются такие сторонники марксизма, номенклатурного интервенционизма и просто производители рекомендаций по принципу "чего изволите, барин", как профессор Михаил Мясникович, ректор-географ Владимир Шимов, декан Михаил Ковалев, бюрократАлександр Радьков, большевик, ставший коммерсантом, Сергей Ткачев, а также ученый-лазерщик Анатолий Рубинов. Они укрепили Лукашенко в правоте своих взглядов на свободный рынок, частную собственность и предпринимательство. Сформированные в идеологических школах Советского Союза, они до сих пор практически не изменились. 

Частная собственность — это грабеж и шулерство. Предпринимательство — это когда одни ушлые и наглые втюхивают какой-то хлам наивным потребителям. Свободный рынок — это агрессивный проект Запада для порабощения мира. Только государственное может быть истинно патриотичным. Только отечественные производители товаров внутри страны достойны уважения. Чиновники обладают знаниями, умениями и необходимым ценностным фундаментом, чтобы управлять бюджетом, предприятиями и людьми. И всё это так, чтобы не было безработицы, коррупции и инвестиционных провалов. 

Эти укоренившиеся взгляды превратились в веру, что делает весьма малоэффективными попытки по переубеждению главы страны. Послание-2015 показывает, что, несмотря на очередной острый кризис конца 2014-го — начала 2015-го, начавшуюся рецессию и болезненный удар по качеству жизни людей, Лукашенко продолжает свято верить в свою советскую экономическую "библию". 

Определение причин экономического кризиса (только внешние факторы) позволяет сделать вывод о том, что белорусское руководство обречено повторить кризис ещё и ещё, потому что Лукашенко и его правительство не могут честно признать наличие глубоких дефектов и изъянов в созданной им модели. 

Даже Владимир Путин в своем недавнем аналогичном послании признал, что Россия и без санкций Запада попала бы в экономический кризис. А вот, по мнению главы Беларуси, санкции против России вкупе с девальвацией российского рубля стали причиной рецессии белорусской экономики. 

То ли это отсутствие глубины проработки причинно-следственных связей в экономической политике, то ли PR-ход в виде перевода стрелок на универсального злодея и источник всех наших бед и проблем — Россию. А ведь мимолетом сам Лукашенко прекрасно охарактеризовал суть белорусской экономической политики: "Произведем товары, а потом героически ломаем всё напрочь вокруг и ищем, кто бы их купил". 

К сожалению, в послании-2015 он эту мысль не развил, выводы из нее не сделал. Прав Лукашенко, говоря, что "честное признание проблемы — это половина её решения".

 В послании даже скромной десятины признания реальных причин проблем не было. 


Обещание бодро шагать на месте 

Лукашенко успокоил VIP-номенклатуру. Никаких кардинальных изменений в экономической политике не будет. 

Будем делать то же самое, но лучше. Почему? Потому что я так приказываю. Будем работать теми же кадрами, но почему-то эффективнее. Почему? Потому что я вам велю. Будем отделять функции регулятора и собственника, но так, чтобы министры знали, что происходит на предприятиях и держали руку на их пульсе (читай, петлю на шее). Будем бороться с монополиями, но так, чтобы основные решения принимали сами исполкомы. А антимонопольный орган пусть себе мониторит и координирует. Легко себе представить его полномочия, когда юная сотрудница антимонопольной структуры Минэкономики звонит, скажем, председателю Минского облисполкома и говорит: "Я обнаружила в вашей области факты монополистических злоупотреблений". 

Будем жестко бороться с импортом, но останемся верными требованиям ЕАЭС и статусу страны с открытой экономикой. Как так? Так ведь Россия и Казахстан делают то же самое. Будем банкротить и ликвидировать предприятия, но не то, чтобы сразу вот так резать по живому, а попробуем санировать да и деньгами поможем. 

Соску дотаций, дешевых кредитов и субсидий у предприятий будем отнимать, но не у всех и не навсегда. Если чиновники и «красные директора» правдами или неправдами убедят главу страны, что "соска" нужда, то деньги дадут, поддержку всяческую окажут. 


Правовое бескультурье и традиционное неравенство 

Лукашенко призвал к повышению правовой культуры в экономике, но в весьма своеобразном контексте. 

Оказывается, что у нас в экономике есть каста предприятий, проверять и контролировать которые, а также возбуждать в их отношении определенные действия можно исключительно с личного разрешения президента. Получается весьма избирательная практика правоприменения. 

Недавно сам глава страны признался, что налоговое и таможенное законодательство превращены в решето из льгот, изъятий и особых статусов. Из-за этих рукотворных дыр в законодательстве бюджет страны теряет сотни миллионов долларов. К сожалению, политической воли ликвидировать этих бюджетных иждивенцев в послании не обнаружено. 

Зато была выхолощенная декларация о том, что нужно обеспечить всем субъектам хозяйствования равный доступ к кредитам и другим ресурсам, а также проконтролировать эффективность использования бюджетных денег. 

Лукашенко считает, что старые чиновники и уставшие директора побоятся гнева президентского и решат проблему омертвленного капитала и дебиторки. Почему эти люди довели до омертвления миллиарды долларов и почему именно сейчас у них получится эти проблемы решить, глава страны не уточняет. 

Классическим примером огромной пропасти между словом и делом является постановление Совмина № 309 от 15.04.2015 г., которым одному из самых хронических иждивенцев бюджета последних 20 лет — ОАО "Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение" (БПХО), за счет денег налогоплательщиков компенсируют проценты по валютным и рублевым кредитам в 2015 г. 

Никак не прокомментировал Лукашенко тот факт, что провалена госпрограмма по деревообработке. В ней распорядители чужого "утопили" $1,2-1,5 млрд. Нет никаких организационных и структурных выводов относительно аграрного провала. Этот сектор является самой большой черной дырой бюджета. В нем похоронены десятки миллиардов долларов. Провалами полнится история развития строительного сектора, ЖКХ, льноводства, тяжелой промышленности, машино- и автомобилестроения. 

Честное признание этих провалов позволило бы начать откровенный, научный разговор об альтернативных путях развития. Вместо научной серьезности и патриотической принципиальности послание изобиловало популярными шутками о евреях, бездетности священников и миссии женщин рожать детей. 

Лукашенко справедливо отмечает, что фундаментом суверенитета Беларуси является наша крепкая, конкурентная, эффективная экономика. Реализация послания-2015 еще больше разрушит наш слабеющий и хилеющий фундамент. Это главный вызов для главы Беларуси, решение которого он в очередной раз отложил. Правда, не совсем понятно, когда наступят лучшие времена. 


Ярослав Романчук

Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса

С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты на выборах 2010 года.