Испания. Апрель 1939 года. Первый крах гибридной войны Сталина

На модерации Отложенный

«В этот день национальная армия захвацили в плен и обезоружила всю Красную Армию, достигнув все свои цели. Война закончена», – такое сообщение услышали испанцы по радио 1 апреля 1939 года, после почти трех лет длинного состязания, в котором испанская кровь лилась с обеих сторон. Belsat.eu публикует авторский материал историка, военного эксперта Александра Гелогаева.

 

Гражданской война в Испании не была чисто внутригосударственном конфликтом – на поле боя националисты столкнулись не только с коммунистами, анархистами и социалистами местного происхождения. Им противостояли советские генералы, офицеры, техники, танки, самолеты и артиллерия.

 

«Добровольцы» и «интернационалисты», а также кадровые сотрудники контролируемого Москвой Коммунистического Интернационала (Коминтерна) странным образом оказались с новыми фамилиями и без советских знаков отличия на испанской земле. Советские чекисты пытали людей в мадридских тюрьмах, а советская и подконтрольная коммунистам пресса на весь мир кричала о борьбе с «фашизмом».

 

Первые выстрелы

 

В начале 1936 года к власти в Испании пришло новое правительство, но ситуация в стране ухудшалась с каждым месяцем. Победа левых сил на выборах привела к взрыву террора, прежде всего, против политической оппозиции и Католической Церкви. Лево-радикальное правительство, имевший поддержку коммунистов, совсем не спешило наводить порядок. Наоборот, полиции и войскам запрещали разгонять погромщиков и поджигателей церквей и монастырей, а под запрет попадали газеты, которые критиковали правительство. На улицах регулярно стали звучать выстрелы, поднялась волна насилия между левыми и правыми радикалами, но и здесь правительство наказывало только последних.

 

Социалисты и коммунисты, которые получали финансирование из Москвы, уже вслух заявляли, что победа на выборах была для них лишь промежуточным этапом, и что теперь надо положить конец парламентской демократической системе, установить «диктатуру пролетариата». Формально законно избранное правительство стремительно превращалось в беззаконный режим политического террора, в котором играли главную роль радикальные активисты проправительственных партий.

 

На этом фоне после убийства одного из лидеров парламентской оппозиции служащими государственной полиции (убийство было быстро раскрыто, но так и осталось безнаказанным) группа испанских военных и общественных деятелей решилась поднять восстание в июле 1936 года. Однако быстро взять власть в стране не удалось, Мадрид остался под контролем левого правительства – началась длительная война.

 

На стороне повстанцев, которые назвали себя «националистами» или «национальными силами», так как заявили, что сражаются за национальную Испанию против коммунистической интервенции, выступили наиболее боеспособные части испанской армии. Новообразованные волонтерские части националистов в целом также отличались хорошей организацией и дисциплиной.

 

«Испанские партизаны» из НКВД

 

Как и в конце лета 2014 году на Донбассе, в конце лета-осенью 1936 году война в Испании могла закончиться быстрой победой лучше подготовленных и организованных националистов.

 

Однако, как раз в это время от военного краха сторону «красных», которых традиционно называют "республиканцами", спасло иностранная военная помощь - СССР напрямую от себя и через Коминтерн начал отправлять в Испанию военную технику, офицеров и генералов, чтобы спасти мадридский правительство. Военная зависимость от Москвы постепенно превращала правительство республиканцев в марионеточное.

 

Несомненно, Гражданская война в Испании, в отличие современных событий в Украине, почти полностью спровоцированных российским вмешательством, имела множество внутренних причин – страну разрывали социальные, экономические и идейные конфликты. Однако можно сказать и о том, что активность советской пропаганды, нелегальная поддержка Москвой испанских коммунистов, действия советских спецслужб не только сделали войну более кровавой, но и были одним из факторов ее развязывания.

 

В Испанию Сталин отправил около 350 танков, с которыми устаревшие и слабо вооруженные танки националистов просто никак не могли сражаться, 60 бронеавтомобилей, более 1100 артиллерийских орудий, сотни тысяч единиц различного стрелкового оружия.

Почти вся республиканская бомбардировочная и истребительная авиация состояла из советских самолетов. За бои в Испании тайно получили награды, в том числе звания Героя Советского Союза, десятки советских генералов и офицеров.

 

Как и сейчас в РФ, официальная советская пресса молчала о том, что, например, военный советник при 12 интернациональным бригаде Пабло Фриц - это на самом деле командир полка в Рабоче-Крестьянской Красной Армии Павел Батов, который позже станет советником при командующим целого фронта испанской красной армии. За бои в Испании в качестве «добровольца» Батов получил Арденны Ленина и Красного Знамени.

 

«Боролся с фашизмом» в Испании и советский офицер Семен Кривошеин. Он также получит орден Ленина, и уже осенью 1939 года будет стоять на одной трибуне вместе с коллегами-танкистами армии нацистской Германии во время парада в захваченном немцами Бресте.

 

«Народным партизанским движением в Испании в сотрудничестве с агентами НКВД фактически руководил Илья Старинов – офицер Главного разведывательного управления Красной Армии. «В Испанию мы направляли как своих молодых, несведущих оперативников, так и опытных инструктуров-профессионалов. Эта страна стала своего рода полигоном, где испытывались и отрабатывались наши будущие военные и разведывательные операции, – напишет позже офицер НКВД Павел Судоплатов, который после войны станет начальником МГБ СССР позже по диверсионной работе за границей и генерал-лейтенантом. «В Испании я был... в качестве польского добровольца в составе интернациональной партизанской части под руководством НКВД», – заметит он. целом тысячи советских военных прошли через войну на Пиренейском полуострове. Но официально и с помпой отправлялись в Испанию из СССР лишь «гуманитарные конвои» ...

 

СТАЛИНСКОЕ ФИАСКО

 

После начала войны националисты в свою очередь наладили связь с внешним миром и получали военную помощь извне – прежде всего из Италии и Германии. Однако и сам факт помощи здесь особо никто не скрывал, зарубежная пропаганда и деятельность союзников не выходили из-под контроля самих националистов, поэтому жесткая политика их лидера Франсиско Франко не позволила Берлину и Риму сделать Испанию своей марионеткой. Главным фактором победы националистов в войне стала не помощь той или иной стороны, а способность самоорганизовываться, учиться, поддерживать дисциплину и восстанавливать более-менее нормальную экономическую жизнь на подконтрольных им территориях.

 

Если в «красной» Испании царил голод, Испания националистическая питалась довольно хорошо, когда советские офицеры сами водили подчиненных в танковые атаки, то Франко при всякой возможности использовал иностранных офицеров не на фронте, а для подготовки своих, испанских военных специалистов. Объединенные единой целью –победить, националисты разных направлений практически не столкнулись с внутренним террором, а вот различные марксистские и анархистские группировки активно уничтожали друг друга в своем тылу. Победителями в кровавой внутривидовой борьбе стали коммунисты, контролируемые и поддерживаемые Сталиным.

 

Националисты месяц за месяцем, год за годом методично проводили наступательные операции, освобождая одну провинцию Испании за другой. Под конец 1938 года сам СССР потерял веру в свой «испанский проект» и начал помогать правительству в Мадриде все меньше и меньше. Тем более, что Москва уже получила на «сохранение» испанский золотой запас, которого больше никто из испанцев не увидел...

 

Весна 1939 года. Испанские добровольцы-монархисты идут парадом улицами Валенсии. Весной 1939 года исход войны был очевиден для всех. В марте «красные» испанские офицеры подняли успешное восстание против прокоммунистического правительства, и уже в конце месяца без боя националисты вошли в Мадрид.

 

Попытка Сталина через пропаганду, усилия спецслужб, нелегальные военные и политические операции – то, что сейчас называется «гибридной войной» – получить контроль над Испанией провалилась.

 

Александр Гелогаев