Хаммам - персидская баня

На модерации Отложенный
Дорогие друзья, те из вас, кто побывал в Иране, наверняка посещали и исторические персидские хаммамы (бани), ныне превращённые в музеи. Особенно интересны они в Кашане, Ширазе и Кермане. И на этот раз мне хотелось бы подробнее рассказать о конструкции наших хаммамов и связанных с ними традициях. Обратите внимание, что по-персидски хаммам также называют «гармабе» (горячая вода).

Ещё до появления Ислама, когда Иран был зороастрийским, чистота тела считалась очень важной с религиозной точки зрения. К примеру, во время специальных зороастрийских церемоний участники проводили особые омовения и одевали белые одежды - практически стерильные, редкость для тех времен. Также у зороастрийцев было принято перед молитвой умывать лицо и руки, в специально отведенных для этого местах. Такое омовение и место для него называли «падьяв». По мнению лингвистов, именно от слова «падьяв» происходит французское «pasio», то есть патио - дворик с фонтаном или небольшим бассейном посередине.

Разумеется, с принятием Ислама омовение стало играть ещё более важную роль в социальной и религиозной жизни общества. Теперь место «падьявов» заняли «вузу-хане». У мусульман принято два вида омовения. «Вуду» («вузу») - более простой вариант, обязательный перед чтением намаза, то есть несколько раз в день. В этом случае омывают только лицо, руки до локтя, ноги до колен. Однако в определённых случаях мусульманам предписывается совершать «гусль» - полное омовение, с головы до ног, путём полного погружения в воду или мытья всех частей тела в определённом порядке. Гусль необходим после различного рода осквернений, тяжёлой болезни, трудной дороги и т. п. Разумеется, на такое омовение требуется заметно больше времени, чем на «вуду».

Неудивительно, что большинство старинных хаммамов в Персии, которые мы видим сегодня, выстроены рядом с мечетями: например, бани Вакиль рядом с мечетью Вакиль (Шираз) или бани Гандж-Али-хана, неподалёку от мечети в одноименном комплексе в Кермане. Там верующие могли и провести нужное омовение, и прочитать молитвы.

Церемонии в хаммамах
Культура иранских хаммамов постепенно распространилась и в Османской империи, встречалась и в некоторых частях Африки. Она тесно переплетена с иранской историей и за столетия стала неотъемлемой частью жизни иранцев. Неудивительно, что с ней связано множество церемоний. Так, посещение бани губернатором обставлялось со всей возможной пышностью и сопровождалось шествием. С такими же почестями встречали и главного муллу.

Красивая традиция связана со свадьбой (в Иране это торжество сопровождается множеством интересных обычаев). Хаммам «арендовали» в последний день, который девушка должна была провести в доме отца, и приводили туда невесту. Её украшали, одевали и обязательно смазывали её ладони и ступни хной на счастье - эту церемонию называют «ханабандан». Хну наносили на ладони и другие участницы. Сегодня принято лишь капать чуть-чуть хны на ладонь во время домашней церемонии – традиция заметно упростилась. Жених готовился в другом хаммаме: также мылся, причёсывался, одевался и страшно волновался. :)

Хаммам был не просто баней, а местом, где люди встречались, общались, обменивались новостями. Для женщин он служил косметическим салоном и парикмахерской одновременно. Для мужчин там работали брадобреи. Врачи, по понятным причинам, предпочитали проводить такую лечебную процедуру, как кровопускание («хеджамат»), именно в хаммамах.

В иранских общественных банях происходили и знаковые политические события. К таковым относится убийство визиря (премьер-министра) при Насреддин-шахе, Амир-Кабира. Амир-Кабир (1807-1852) - видный политический деятель, в короткий срок провёл важнейшие для страны реформы. Он привёл в порядок хаотичную административную систему Ирана, открыл первый светский университет европейского типа, способствовал развитию международной торговли и сокращению влияния иностранных держав на дела Персии. Увы, поскольку его реформы заметно сузили полномочия властной элиты, Амир-Кабир нажил немало врагов при дворе. В результате заговора с участием матери Насреддин-шаха Амир-Кабира приговорили к смертной казни. Цирюльник вскрыл вены визирю - это произошло в хаммаме знаменитого сада Фин, в городе Кашан. Отмечу, что сегодня Амир-Кабира почитают как народного героя, лучшего политика времён Каджаров, и он очень любим в Иране.

Сегодня хаммамов, подобных старинным, практически не осталось. Появление водопровода и душа в каждом доме неизбежно должно было разрушить старинную культуру бань. Немногие имеющиеся в Тегеране «гармабе» - скорее бюджетный вариант для путешественников, с душевыми кабинками, и не более того. Большинство старинных бань уже снесли, или они сами пришли в негодность.

Устройство хаммама
Хаммам мог делиться на женскую и мужскую части, либо же время его использования делили на «женское» и «мужское». В конструкции хаммама всё рассчитано на то, чтобы поддерживать тепло при помощи традиционных технологий. Хотя использовались различные варианты, чаще всего баня делилась на две части: «сарбине» и «гарм-хане».

«Сарбине» - наиболее комфортная и красиво декорированная часть хаммама (и именно в «сарбине» большинство туристов фотографируются сегодня, посещая бани-музеи). Там новые посетители переодевались, а пришедшие ранее сменяли банные «лонги» (см. ниже) на уличную одежду. Кроме того, в «сарбине» можно было отдохнуть после бани, покурить кальян, пообщаться, обменяться последними сплетнями... В этой части хаммама обычно также располагался небольшой фонтан.

Из «сарбине» в «гарм-хане» ведёт длинный коридор с множеством острых углов (это сделано для удержания тепла).

«Гарм-хане» («горячая комната») отличается скромностью обстановки, украшений там немного. Это обширное помещение, чтобы люди, используя мыла, мочалки и вёдра с горячей водой могли хорошенько обмыть тело, не мешая друг другу. Сам глубокий и широкий мраморный бассейн («хазине») обычно располагается в стороне, порой в отдельном помещении. Иногда бассейнов два - в одном вода не слишком горячая, но и не слишком холодная (сначала погружаются туда), а во втором - уже совсем горячо. В общем горячем бассейне расслаблялись уже после основательной помывки.

Интересно устройство куполообразных потолков в «гармхане»: круглые «стёкла» на деле представляют собой подобие выгнутых линз-«фонарей». Таким образом, солнечный свет, проходя через стёкла, концентрируется, и ещё сильнее нагревает воздух в бане, а не просто освещает помещение. К тому же, через такие «окна» невозможно рассмотреть ничего внутри. А для восточных городов, где большинство крыш плоские и соединены между собой - это важный момент.

Воду для бассейна грели в специальном помещении-бойлерной (под названием «тун»), в медном чане. «Тун» прилегал к баням сбоку. Очаг топили сухими ветками или высушенным навозом. Нагретая вода поступала в бассейн по керамическим трубам, дым из очага шёл на подогрев полов в хаммаме, а поднимавшийся из чана пар - направлялся для нагревания воздуха в «гарм-хане».

В «гарм-хане» предусмотрены и стоки для воды - когда канализация и ванные стали доступны всем, эту деталь перенесли и в архитектуру городских квартир.
В иранских городских квартирах такие стоки устроены в полах кухонь и ванных комнатах: можно поливать кафельные полы из шланга с водой, не рискуя при этом залить соседей.

Возникает логичный вопрос: откуда же брали так много воды для бань? С помощью особой системы труб хаммам соединялся с одним из многочисленных ганатов (или каризов) - подземных каналов, древней системой для орошения полей, проходившей через весь Иран. Кстати, именно по этой причине хаммамы обычно строились чуть ниже уровня земли.

Интересно, что в качестве скрепляющего материала при строительстве бань использовался «сарудж» - изобретённое в древности в Иране подобие цемента, состоявшее из извести, глины и яичных белков. Для повышения водостойкости туда добавляли, к примеру, волокна растений, солому, волос, птичьи перья и пепел. Этот материал, использовавшийся исключительно в Персии, идеален для сооружений, соприкасающихся с водой. До сих пор в Иране находят древние дамбы, мосты и хаммамы, превосходно сохранившиеся благодаря крепости «саруджа».

Принадлежности хаммама
«Лиф» - мочалка, связанная из шерсти или растительных стеблей.

«Кисе» - подобие мочалки, но в виде жёсткой варежки, которую одевали на руку. С её помощью с тела снимали отмершие чешуйки кожи при помощи «сефидаба»

«Сефидаб» («рушур») - небольшими кусочками этой субстанции натирали «кисе» перед использованием. Сефидаб делают из белой глины и спинного мозга некоторых животных. В старину туда также добавлялись свинцовые белила, но нынче ядовитый свинец заменили на алоэ-вера. Перед использованием жёсткие куски сефидаба кладут в воду, там он размягчается, и уже потом его наносят на «кисе». Сефидаб позволяет легко снять верхний слой отмерших чешуек кожи (их называют «черк» - «чёрный, грязный»). Кожа, натёртая таким составом, который затем смывается, становится белой и гладкой, как у младенца.

«Санге-па» («камень для ног») - пемза, обычно темного цвета из вулканических пород. Особенно известна пемза из Казвина. На фарси есть любопытное выражение для обозначения наглого, бесстыдного человека: «Да у него не лицо, а пемза из Казвина!».


Мыло использовалось не только для мытья тела. Варили специальное, природное мыло для волос. Приверженцы традиций в Иране до сих пор не приемлют «химические» шампуни и пользуются только таким мылом.

Отмечу, что все вышеперечисленные принадлежности по-прежнему активно используются иранцами: не только в банях, но и в собственных городских ванных.

«Лонг» - широкий кусок ткани (обычно темно-красной, с красивой каймой). Лонг использовался мужчинами по завершении купания: один обвязывали вокруг бёдер, другой накидывали сверху. Любопытно, что орнамент, традиционный для лонга, стал в последнее время популярен у кутюрье и иранских модников.

Конечно, женщинам для наведения красоты требовалось куда больше всяких хитростей. Выше уже говорилось, что хаммам для них служил своего рода косметическим салоном. Тут натирали руки хной и наносили макияж. Для этого требовались:

«Сорме» (сурьма) - порошок сурьмяного блеска для подведения глаз, известный и в России. Сурьма настолько важна для персиянок, что сложилась целая культура по изготовлению чудесных флаконов с ней для модниц.

Конечно, я не рекомендую делать сурьму в домашних условиях, но существует простой рецепт: поджечь миндальный орех, поддерживая высоко над дымом медную пластинку. Копоть, которая осядет на медную поверхность, останется лишь аккуратно собрать в сосуд - она будет обладать всеми свойствами «сорме».

«Хана» (хна) - краска из высушенных листьев лавсонии - чрезвычайно популярна и сегодня. В Иране её традиционно использовали для того, чтобы красить волосы, а также для сплошного окрашивания кистей рук и ступней ног. Считалось, что такая процедура полезна для здоровья. В России многие знают об узорах из хны на руках и ногах («мехенди») - однако это скорее индийский обычай, мало знакомый иранцам. Отмечу также, что настоящая природная хна из Ирана не похожа на встречающиеся в России пакетики с ней, в которых много химикатов. Она на сто процентов натуральна и представляет собой мягкий порошок, который продают в мешочках по 1 кг. Дамы, не упустите возможность приобрести лучшую хну, если как-нибудь попадёте в Йезд!

«Сорхаб» («красная вода») - румяна, с чьей помощью красили не только щёки, но и губы.

«Васме» - порошок, изготавливавшийся из вайды красильной. Он давал синий цвет, и с его помощью красили брови. Сейчас данный обычай вышел из моды, поэтому не спрашивайте меня, зачем это делали! :)

Кто работал в хаммаме
«Хаммами» (владелец бани) - бани открывали религиозные люди, для которых содержание хаммама, как правило, не было основным занятием. Поэтому они могли позволить себе, например, не брать денег с тех, кому по религиозным причинам необходимо было сделать «гусль» (полное омовение). Для окрестных семей баня тоже нередко была бесплатной. Но в конце года каждая из таких семей считала своим долгом поделиться с «хаммами» определённой частью своего урожая. Разумеется, если баня использовалась для церемоний, предсвадебной подготовки и т. п., участники щедро оплачивали подобную услугу.

Владельцы хаммамов ориентировались на традиционный образ жизни своих клиентов. Поэтому топить хаммам начинали очень рано, в 4-5 утра.

Верующих призывали мыться звуками особой трубы под названием «буге-хаммам». Посетители бань приступали к работе после утренней молитвы и завтрака, где-то в 6 утра. В полдень или в час дня обедали, после чего позволяли себе часок поспать. Но только часок - вслед за отдыхом вновь следовал напряжённый рабочий день.

«Даллак» (банщик) - при использовании «сефидаба», для снятия отмершего слоя кожи, без помощи банщика было не обойтись: кто-то должен был и спину натереть.

«Моштмальчи» (массажист) - в бане нередко делали массаж, называя его «мошт-о-маль» (то есть, «битьё и разминание»).


«Тунтаб» (истопник) - этот человек отвечал за нагревание воды в «туне», поддержание огня, прочистку очага и т.п.

«Падо» - В бане требовалось множество мелких услуг: принести или отнести одежду, мыло, мочалку, почистить обувь, пока её хозяин моется, приготовить и подать сухие «лонги» - всем этим и занимался «падо».

Надеюсь, данный материал поможет вам лучше понять, как и почему были устроены наши бани – и получить больше удовольствия от их осмотра в случае поездки в Иран.

Со своей стороны хочу добавить, что меня всегда поражала и интересовала русская баня: особенно процедура массажа веником и то, что некоторые посетители бань храбро прыгают в снег или полынью прямо из горячей парилки! Ваши традиции не менее интересны, чем наши.