Талантливый ученик И. Е. Репина, сын турецко-подданного и гордость Воронежа — художник Бучкури А.А.
На модерации
Отложенный
Оригинал взят у veniamin1
в
Талантливый ученик И. Е. Репина, сын турецко-подданного и гордость Воронежа — художник Бучкури А.А.
Талантливый ученик И. Е. Репина, сын турецко-подданного и гордость Воронежа — художник Бучкури А.А.
"От святой заутрени." Бучкури Александр Алексеевич (1870-1942)
Я не собирался делать пост про Бучкури. Я хотел поместить обе пасхальные работы Бучкури на прошлую Православную Пасху. Но не получилось. Через пару лет я перейду на восьмой десяток жизни, если вообще, конечно.
Поэтому жизнь уже нередко преподносит сюрпризы.
В этом году я решил всё же сделать средних размеров пост о самом Бучкури и приурочить его к Пасхе Православных людей.
Поэтому первой вы видите эту непростую, как может показаться, картину. Давайте лучше взглянем на эту работу.
Сначала может показаться, что пацан нашкодил. Но почти сразу, благодаря художнику, мы понимаем, что он смотрит на маму с болью и сочувствием.
Сама его мама почти что плачет или, возможно, она только-только вытерла лицо от слёз. И дочка не идёт с просветлённым лицом. Вцепилась в юбку и ей тоже не слишком радостно. Что произошло? Скорее всего, эти люди потеряли главу семьи, а? Вполне возможны варианты. Может ли быть, что их эмоции и чувства вызваны историей страстей Господних?
Подумайте, а если вдруг, то и напишите вслух ваше мнение.
"Прачки" 1905, Бучкури Александр Алексеевич (1870-1942)
Это получилось удачно. Кроме обнажёнки. Она настолько не вписывается в эту композицию, что кажется чужеродным телом, добавленным через фотошоп в уже готовую картину.
Можно было создать композицию так, чтобы НЮ смотрелось естественно. Жаль. Зато вся картина получилась. Смотрится, а? И как хорошо, что цвета не ярко-ядовитые. Они мягкие и тёплые.
С лёгкой руки Маковских-Семирадских художники России увлекались такими ядовитыми раскрасками значительно сверх меры. Такое бывало даже с Репиным. Маковские и все остальные Семирадские зарабатывали бешеные деньги. Вот поэтому, нередко бывало, что молодёжь сооблазнялась их стилем.
Если переиначить вечный постулат, то это был случай когда -- "Личное выше творческого".
"Тугариха" 1910 Бучкури Александр Алексеевич (1870-1942)
Бучкури написал немало портретов крестьянок. Но он не принадлежал к школе, которая следовала за намазанными сиропом, картинными крестьянками Венецианова.
Мы видим живого человека с выраженным характером. Ниже я помещу другой тип крестьянки. Чтобы вы ощутили, что этот грек прекрасно понимал крестьян. Может быть иногда — только иногда! — Бучкури чуть-чуть улучшал крестьянскую жизнь. Он сам был из слободы в Воронежской губернии. Слобода, это было административное деление, которое ложилось, примерно, между городом и деревней.
Да. Бучкури был греком. А вот кто был его папа, а? Русская поп-культура наработала стандарты реакции на упоминание папы. Один из шаблонов говорит про хулиганского папу Бени Крика. А другой? Подумайте сами, а потом читайте дальше.
Догадались? Конечно же вы угадали! Папа русского художника Александра Алексеевича Бучкури действительно был турецко-подданный. ХА-ХА-ХА!! Только он не был турецко-подданный еврей из Одессы. Он был турецко-подданный греческий купец из Таганрога.
Красиво звучит. Сын турецко-подданного, ученик Репина Ильи Ефимовича и русский воронежский
художник — Александр Алексеевич Бучкури.
Между прочим, красивые звуки у этой фамилии. Но нужно сказать, что художник вырастал и жил, почти от рождения, в доме отчима А. И. Михельсона. Михельсон был образованным учителем и он с пониманием поощрял способности и желания мальчика к рисованию.
"Баба." 1909 Бучкури Александр Алексеевич (1870-1942)
Видите сами, правда? Это не сироп, это -- искусство. Серьёзная женщина. Вот такая и пьяного мужа прибьёт
и в горящую избу войдёт, предварительно остановив коня на скаку. ТАКАЯ!
А не анютины глазки, льняные волосики и талия как у молодой Люси Гурченко. И так как из русской песни слов не выкинешь, нужно понимать, что именно такая же активная по жизни как эта, первой брала в руки вилы
и шла с народом в помешичью усадьбу, чтобы нажить что-нибудь на шару.
"Пасхальное утро." Бучкури Александр Алексеевич (1870 – 1942)
Это для вас товарищи Православные верующие. Если бы я был верующим, я мог бы с полным основанием сказать,
что здесь написана Русская Пасха.
Именно так эта картина должна ощущаться и так она ощущается.
"Свадебный поезд" 1913, Бучкури Александр Алексеевич
Вообще-то, композиция проверенная. Всем весело, кроме невесты. Это мы уже встречали. Но Бучкури удачно придумал посадить напротив невесты деток и показать их реакцию.
И этим он сразу овладел нашим вниманием. Хочется посмотреть повнимательнее и попытаться понять эту драму, а может и трагедию.
Обратите внимание что здесь Бучкури сделал с цветами и отенками похожее на то, что он написал в "Пасхальное утро" и ещё точнее на то, что он так тонко сделал в "Прачках". С понятием был. Собственный стиль есть главная черта, определяющая таланты художника.
У Бучкури не был громкий собственный стиль, но он существовал. Когда Бучкури уже был самостоятельным художником Репин сказал, что он гордится этим учеником.
"Вывод" 1936, Холст, масло. Бучкури Александр Алексеевич (1870-1942)
Картина написана по одноименному рассказу Максима Горького -- "Вывод". "Выводом" деревенский сленг называл прогон голой жены-изменщицы через всю деревню с жуткими издевательскими и унизительными штуками.
Правивший бал, страшный мужской шовинизм общества, в котором раньше основным законом была не конституция, а "Домострой", не слишком быстро исчезал, если вообще.
Прадедушка Артемия Лебедева правильно рассказал, что уже при Петре Первом жену убившую мужа всё ещё закапывали стоя, с головой торчащей над поверхностью земли.
Так она умирала пару дней в невыносимых и в непредставимых муках.
Все эти жуткие русские законы и деревенские традиции исходили из одного принципа:
"ЧТОБ ДРУГИМ НЕПОВАДНО БЫЛО!"
Насколько этот принцип работал?
Посмотрите на ту, что в самом центре и на другую, которая справа. Два типа женщин, две разные реакции. Посмотрите и вокруг. Теперь можете судить сами.
Всё это было страшно потому, что человек находился в полной власти жестоких и циничных единомышленников.
"Пряхи." Александр Алексеевич Бучкури ( 1870 – 1942)
Вот эта работа чем-то напоминает Венециановских счастливых крестьянок. Наверное не столько композицией напоминает, сколько тональностью. Прямо в воздухе ощущается. Не слишком удачная работа.
Она вроде бы ни о чём и ни к чему. Сидят приятные бабы и треплются о том, о сём.
Между трЁпом они делают какие-то нелепые движения руками.
------------------------------
Когда Александр Бучкури удачно отучился в центрах культуры, а именно у Ильи Репина, он вернулся на родину и до смерти жил и преподавал в Воронеже.
К сожалению, в двадцатых и частично в тридцатых, у него появился серьёзный комплекс неполноценности. Такое неверие в собственные силы не помогает творить. Он и не творил. Почти. Потом он немного выравнялся.
На некоторых из его работ заметно влияние импрессионизма, есть и символизм или уже модерн. Но при этом, Бучкури был достаточно консервативен. Он не бил новаторов в искусстве, но сам он оставался с тем, к чему он пришёл через консервативного И.Е. Репина и через свой собственный опыт.
"Похороны" 1905, Бучкури Александр Алексеевич (1870-1942)
Про эту работу я тоже не могу сказать точно, что в оригинале это есть монохром. Я видел в монохроме некоторые работы, которые я всё же нашёл в цвете. Поэтому я и здесь не знаю наверняка.
Монохром конечно же добавляет в эту композицию к соответствующим чувствам, или, по крайней мере к эмоциям.
Мне не очень уж прямо нравится. Какие-то смутные, почти что бессмысленые ассоциации. Тоскливо, а? Ну и что? Тоскливо и жутковато -- это ещё не всё.
Не спрашивайте меня почему они все в белом. Может это воронежская традиция? Гроб несут явно маленький. Наверное хоронят ребёнка.
Детская смертность была жуткой. В 1905-ом году уже ощущался кое-где голод. В следуюшем году, в 1906, голод убил немало народу и особенно детей. Про голод 1906-го года обычно не знают, потому что его перекрыл второй год революционных событий. А голод был страшненький. За эту работу "Похороны" Александр Бучкури получил в Петербурге, в 1905 году премию им. А. И. Куинджи.
"Рождественский базар" 1906, Бучкури Александр Алексеевич(1870-1942)
Это из тех картинок, которые такие же насиропленные как и рождественский рассказ.
Но всё определяет талант, а не стиль или традиция.
Вспомните, что про Ваньку Жукова -- это тоже рождественский рассказ.
В картине Бучкури больше искренности, чем было в обычных бесталанных рождественских картинках.
"У Цирка." 1936. Бучкури Александр Алексеевич (1870-1942)
Наверное вы уже различаете, что так же само сделанную цветовую гамму, мы уже видели в этом посте.
Это стиль самого Бучкури.
Тема цирка очень привлекает художников и сегодня. Я не буду перечислять те большие имена, которые много раз писали цирк. Я говорю о том, что если вам хочется сказать, что сюжет и даже композиция Бучкури вторичны, то лучше всего не спешите. Сотни или больше раз художники писали Арлекино и/или Пьеро. Как насчёт вторичности в этом случае?
Эта работа напоминает Репина по тональности. Я не хочу говорить о том, что у меня выскочило ассоциативно. Нудно. Лучше того, что Гойя написал на маленьком куске алюминия про выступление тех же Пьеро и Арлекинов в уличном спектакле commedia dell'arte (Комедия дель арте) --НЕТУ!! Потом они все учились у него и Сезанна, когда писали про цирк и тому подобное.
Там, Гойя использовал примерно такой же расклад приглушённых мягких цветов и оттенков, как это делает Бучкури.
Ну и что? Учиться не стыдно. Талант берет у тех, на плечах которых он стоит и идёт дальше их.
Некоторые из этих алюминиев Гойи есть самый верх и пик всего изобразительного искусства за все века. Эти работы на алюминии Франсиско создал всего через несколько месяцев после того, что он полностью оглох и каким-то чудом не умер от страшной неизвестной болезни.
Гойя ещё даже не полностью набрал силы после болезни, когда писал эти работы. Но его гнал талант и жажда творчества.
"Автопортрет в шутовском колпаке" 1898, холст, масло,
Бучкури Александр Алексеевич (1870-1942)
Я люблю такие работы, как этот автопортрет. Они сразу отзываются. Попробуйте, посмотрите. Может отзовётся внутри. Но если смотришь чуть дольше, то появляется некоторое ощущение искуственности выражения его лица и особенно глаз. Искренность искусства очень влияет на восприятие. Поэтому не смотрите долго на этот портрет. ХА-ХА-ХА!! ----------------------------------------
Когда в Воронеж пришли фашисты Бучкури был уже на 72-ом году жизни. Вроде бы известно, что Бучкури пытался прятать его работы, или даже на самом деле многие из них где-то закопал (кажется так. закопал)
Но после освобождения нашли совсем мало спрятанных работ. Дело в том, что в конце июля или в начале августа
1942-го года, люди видели Бучкури и его жену, художницу Вассу Иосифовну Епифанову в группе арестованных воронежцев.
Бучкури, высокий, в красивом сером плаще сразу выделялся. Наверное воронежцы знали преподавателя живописи, десятки лет обучавшего студентов Воронежа.
Эту группу привели в какую-то улицу (адрес несколько разнится в рассказах) и расстреляли. С ними убили двух братьев Вассы и музыканта Левинсона. Нет никаких подробностей. Почти никаких работ не удалось найти. Поэтому сегодня есть только десятки живописных работ и не слишком много графики.
Это — настоящая трагедия.
В Воронеже есть улица имени Бучкури А.А. И это хорошо. Так это ощущается — ХОРОШО.
Бучкури Александр Алексеевич (1870-1942)
Вениамин
P.S. Не подскажут ли мне знающие люди, какой максимум ширины картины в пикселях
позволяет здешний уважаемый агрегат под руководством славной администрации на сегодняшний день?
В оригинале моих статей горизонтальные репродукции значительно больше по размеру,
чем я помещаю здесь. Поэтому я хотел бы использовать максимально допустимый размер.
Спасибо.
Комментарии
Вениамин
Всего вам хорошего.
Вениамин
Комментарий удален модератором
Теперь, вы называете оскорбительным мой комментарий, который никто не может прочесть, плтому что вы его уже удалили.
ХА-ХА-ХА!
Таким образом вы просто-напросто высказываете своё мнение не о сути того, что написал я в ответ на удивительнейшую и поражающую всякого просвещённого человека в пятку, рецензию этого поста от товарища Пастернака, а обо мне самом.
Переход на личности, предполагает немедленную дуэль! Но я же не могу вызвать на дуэль даму, да ещё и такую интересную. В моём возрасте на меня обычно уже не обращают внимание симпатичные и молодые.
Поэтому обойдёмся без дуэли.
Цалу YOU.
Вениамин.
Для того,чтобы картинки были подходящего для статьи размера,то нужно их сначала загрузить отдельно в свой компьютер,а потом вставлять по одной в статью,а так они плохо смотрятся,так как очень удлинены.
Насчёт картинок, мне кажется, происходит недоразумение.
Я помещаю картинки через "Яндекс". Мой обычный размер во всех моих регистрациях в русском Инете от 1280 пикселей до 1024 пикселей. Если вы кликнете любую каринку в этом посте вы увидите её в таком большом размере. Зная, что на "Макспарке" агрегат не любит больших работ, для публикации этого поста здесь, я взял все горизонтальные работы в размере всего лишь 800 пикселей.
Поэтому никакие изображения в этом посте не могут быть и не являются неестественно удлинёнными. Прямо сейчас я вижу все работы в этом посте в их оригинальном виде, то есть без всякого искажения. Перед тем как вы увидели этот пост, его посмотрели здесь, в вашем сообществе и в моём блоге на "Макспарк" куда больше чем 200 (двести) раз. И никто не сказал, что картинки искажены. Все горизонтальные картинки — 800 пикселей. Нечего искажать. Возможно вы смотрите не в компе, и ваш прибор искажает нартинку? Ничего личного. Но это логичное предположение.
Всего вам хорошего.
Вениамин.
Поэтому, на всякий случай, пишу не ответ к вашему комменту, а полный комментарий, зато пишу его совсем кратким..
Каждый участник и каждая очаровательная участница могут прямо сейчас кликнуть правой мышкой на любую картинку моего поста, и через info убедиться, что каждая горизонтальная картинка есть ровно 800 (восемьсот) пикселей поперёк изображения. И это, как я понимаю, разъясняет все недоразумения. Никакой агрегат не искажает 800 пикселей. В конце концов, то же самое вам объяснит и наша славная администрация, если вы захотите их побеспокоить.
Всего вам хорошего.
Вениамин
-----------------------------
Все картинки в этом посте 800 (восемьсот) пикселей по ширине и МЕНЬШЕ. Поэтому нет и не может быть никаких искажений. Никакой агрегат не искажает такую маленькую картинку.
Если у вас лично появляется почему-то удлиннённое изображение, то вам нужно посмотреть на проблемы в вашем компе или, возможно, что у вас такой редкий случай, когда вам нужно обратиться к достойной администрации этой блогоплатформы по имени MAXPARK.
Всё это — такие элементарные вещи, что их можем понять и мы с вами, несмотря на то, что мы с вами не специалисты в программировании.
Я больше не могу тратить время жизни на эту беседу ни о чём.
Надеюсь, что вы меня извините.
Вениамин
Вениамин.