Можно ли без помощи Бога стать полноценным человеком и исцелиться от греха?

На модерации Отложенный

Можно ли без помощи Бога стать полноценным человеком и исцелиться от греха?

Вопрос читателя:

Сложный вопрос. Я давно обдумываю идею Ницше о «сверхчеловеке» и примеряю её на Христианство. Животное -> Человек -> Сверхчеловек. Ницше говорит о том, что мы всего лишь переходная форма, которая в итоге должна стать сверхчеловеком (или богочеловеком, как Христос, в случае с христианством). Но мы знаем из первых глав Бытия, что Адам (идеальный человек) перестал после первородного греха быть полноценным человеком, отсюда я переделал концепцию Ницше: животное -> недочеловек -> человек (Адам до грехопадения или человеческая природа Христа).

Получается, можно сделать вывод, что святыми мы называем тех людей, которые стали полноценным человеком. Вопрос: можно ли своими силами без помощи Бога стать полноценным человеком? То есть самому излечить себя от грехов? Были ли такие святые среди отшельников или затворников? Ещё я бы добавил популярную фразу Святителя Афанасия Александрийского: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Отсюда: животное -> недочеловек -> человек -> богочеловек?/Бог? Ещё интереснее получается.

Я понимаю, что стать идеальным человеком с точки зрения христианства не является самой целью, а является лишь средством к достижению Царства Небесного, но все же интересно услышать ваше мнение о моих рассуждений. Заранее Спасибо!

Валерий

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Протоиерей Михаил САМОХИН

Здравствуйте, Валерий!

Попытка совместить учение Ницше с Евангелием привела Вас к той же логической ошибке, что и самого философа. Сверхчеловек Ницше создает себя сам. Ему не нужен для этого Бог. В этом смысле идеи философа — продолжение библейского строительства Вавилонской башни. Если Вы помните, целью такого строительства было «сделать себе имя» (см. Быт. 11, 4).

«Бог мертв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. — И мы — мы должны победить ещё и его тень!», — читаем мы у Ницше. То есть он не только не нуждается в Боге, но открыто вступает на тропу богоборчества.

Сверхчеловек Ницше — прямо антихристианская антитеза Богочеловеку Христу.

Грехопадение многое разрушило в Адаме. Но самой горькой потерей можно назвать прекращение прямого общения человека с Богом. Только через такое общение Адам и Ева были призваны стать богами по благодати. Богочеловек Христос сначала в самом себе восстанавливает целостность человеческой природы и открывает возможность общения человека с Богом через Самого Себя.

Без помощи Бога не просто нельзя стать полноценным человеком. Без Его поддержки трудно просто оставаться человеком и не скатиться в скотство греха. Святые вовсе не стремились к совершенствованию собственной человеческой природы, а беспокоились только о спасении бессмертной души. В этом их кардинальное отличие от аскетов других религий. И, конечно, никакое самоизлечение от греха невозможно. Без благодати Божией даже самый сильный человек не может побороть самого себя, свои греховные страсти.

В ход Ваших рассуждений вкралась досадная ошибка, которую, впрочем, совершили до вас многие ученые эпохи Просвещения. Философы ХХ века, уже после Ницше, скептически отнеслись к идее совершенствования человека, описав его слабым, боящимся, запуганным и запутавшимся существом. Немалую роль в подобной рефлексии сыграли последствия двух мировых войн, в развязывании которых немалую роль сыграла и идеология ницшеанства. 

В русской культуре антиподом философии Ницше можно назвать творчество Достоевского. Основные работы немецкого философа вышли после смерти Федора Михайловича. Но оба автора сосредоточены вокруг осмысления христианства. И если Ницше полностью отрицает христианство, то Достоевский мучительно ищет Христа и описывает не торжество сверхчеловека, а муки оставленной Богом совести. Подробнее об этом можно прочитать в четвертом томе книги Сергея Дмитриевича Артамонова «Сорок веков мировой литературы».

Дух творчества Ницше — прямо антихристианский. Его можно назвать последним апологетом философского язычества. Не случайно именно ницшеанство легло в основу немецкого нацизма. Как священник призываю Вас внимательнее отнестись к духовным истокам философских учений и не смешивать несовместимое в своих поисках. Евангельское учение несравнимо выше человеческой философии и только оно приведет Вас ко спасению, если Вы примете его без искажений.

Помоги Вам Господи отличить истину от лжи!