БОЛЬШЕ ВРЕДА, ЧЕМ ПОЛЬЗЫ, А НАДО НАОБОРОТ

На модерации Отложенный

Вопрос Лилии Рудницкой http://maxpark.com/community/4391/content/3434156# требует полного ответа.

Насколько я способен разглядеть ценности каббалы, к ним относятся вдохновляющие и обучающие примеры того, как человек не в силу образования, а напряжением своей природной способности ощущать себя и среду проживания – выстраивает для себя модель сложнейшей системы. Системы, охватывающей отношения множества разнородных деталей. Такое вИдение, если оно есть, помогает государству решать и внешние, и внутренние проблемы.

 

М. Лайтман, как кибернетик, возможно, разглядел этот ресурс в каббале, но не стал именно его разрабатывать, потому что это трудная работа и не ведет к быстрому и надежному «рыночному» эффекту. А М. Лайтману, как и многим репатриантам, хотелось успешно состояться на новом месте проживания. И он, таки, достиг определенной успешности. Прижизненной – в отличие от многих предшественников на каббалистическом поприще.

«Вред» лайтмановской системы в том, что она уводит государство в сторону от полезного использования каббалы.

Попытаюсь дать пояснения к ответу на вопрос Лилии.

 

1. Внешняя политика государства Израиль это то, что государство предлагает внешней политической среде (свою военную силу – чтобы, в меру её, посягать на нас остерегались, искали нужного союзничества; экономическую силу – обеспечивает военную защищенность, хозяйственную самодостаточность, возможности выгодных товарообменов; идеологию и культуру – обеспечивают устойчивость состояния страны, верное ориентирование в международных отношениях, помощь другим в верном ориентировании).

2. В своей внутренней и внешней политике все государства, и Израиль в том числе, пользуются (в меру УМА, ЭТИКИ и ВОЛИ) знаниями (способностью ориентироваться в проживании), накопленными человечеством. Современные знания формировались все историей. И в этом существенную, часто – прорывную, работу проделали каббалисты. Знаниевые и этические достижения каббалистов прошлого ДОРАБОТАНЫ и вошли в современные знания и этические представления.

3. Военные гиганты нашего времени (Америка, Растущий исламизм, Подрастающие или Встающие с колен другие) могут и, похоже, используют современные знания для ориентирования в обстоятельствах противоборства между собой.

4. Сравнительно маленький (карликовый?) Израиль для этих гигантов - или стратегический ресурс, который надо целесообразно «расходовать», или ненавистная помеха на ПУТИ.

5. Для того, чтобы в этих обстоятельствах наше поколение (мы, дети, внуки, правнуки) могло извернуться и выжить, надо быть ОЧЕНЬ УМНЫМИ во внешней политике и во взаимообсуловленной с ней – внутренней политике.

6. В силу исторической судьбы евреи, израильтяне являются тем, что определяется как Народ Книги, Нобелевских лауреатов и т. п. Разрабатываемая поколениями евреев Каббала, будучи осовремененной и вошедшей в современную систему знаний и там доступная для всех, как часть этой современной системы представлений доступна и для израильтян. Израильтяне способны взять из современных представлений, в создании которых мощно участвовали и последние поколения евреев, такие знания, которые скомпенсируют военно-политическую карликовость Государства и дадут возможность ВЫЖИТЬ.

7. Система Лайтмана построена на фетишизации УСТАРЕВШИХ каббалистических текстов (это рыночная ниша, которую нашел он и его деловые партнеры, типа Круги.tv). Система привлекательна тем, что предлагает загрузить свою жизнь гламурными действиями и иллюзией, что делаешь что-то предельно важное для детей, внуков, страны, человечества…

8. Система Лайтмана ВРЕДНА тем, что энергично наращивает отвлечение в пустоту ДЕЕСПОСОБНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА, столь важного для выживания Израиля, для того, чтобы дети, внуки, правнуки нынешних израильтян имели свое Государство.

9. Система Лайтмана ВРЕДНА тем, что организованная масса людей, захваченных иллюзорными представлениями, является хорошим материалам для политических манипуляций. Тех, кто за пределами Израиля ненавидит Израиль или готов самым корыстным образом «расходовать» Израиль, должно устраивать наличие такой системы, такой массы людей. И в самом Израиле те политические интересанты, у которых корыстные цели делают неприоритетными задачи выживания Израиля, могут манипулятивно злоупотреблять системой Лайтмана и её людьми.

10. Пример возможного манипулятивного использования «каббалистов» М. Лайтмана. Я посмотрел книжки, выпущенные системой по проблеме образования, посмотрел образовательные программы, включенные командой составителей книги под фамилией М. Бурштейна «Антисемитизм». Повторение на уровне неработоспособных банальностей того, что наработано современной образовательной наукой и практикой. Но, преподносится это, как серьезное предложение образовательной сфере Государства Израиль. Имея в виду нередкость коррупционных и бюрократических явлений в стране, можно предположить вероятность повторения сюжета, что был в загнивающем Советском Союзе: одни делали вид, что платят зарплату, другие делали вид, что работают. В ответ на настойчивы предложения от Системы М. Лайтмана, МинобрИзраиля сделает вид, что воспринял «мощную СПЕЦИФИЧЕСКУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ (народа Книги, Нобелевских лауреатов) воспитательно-образовательную Методику, – израильские политики сделают вид, что ПОНЯЛИ, ОЦЕНИЛИ и ПОДДЕРЖАЛИ внедрение этой ОСОБОЙ методики, а электорат, захваченный иллюзией, будет искренне воображать себя самым умным на планет и потому обреченным на счастливое существование в кругу восхищенных соседей по планете.

 

Возможно, на один из РЕАЛЬНО СОСТОЯВШИХСЯ актом манипулятивного использования «каббалистов М. Лайтмана» политическим интересантами внутри Израиля, указал Игорь Филонов http://maxpark.com/community/4391/content/3425060#comment-45307443 :

«На социальных уличных протестах ученики М.Лайтмана стали уличной организованной стеной на поддержку Израиля против хитрых майданных технологий кое-кого из доброжелателей. Многие демонстранты, искренне желающие социального мира, были приятно удивлены и заинтересованы».

 

Красивая картина. Но, уже столько красивостей сказано здесь на МП от каббалистов, что сразу настораживаешься – а что, собственно тебе сказали и зачем?

«Социальные уличные протесты» были не стихийными, а состояли из организованных частей; организаторы = «доброжелатели», инструмент организации = «хитрые майданные технологии». Этому ПОЗИТИВНО противопоставляется «ученики М.Лайтмана стали уличной организованной стеной»; организующая технология с этой стороны – почему она не «хитрая майданная», по какому критерию она этически положительная, не «хитрая майданная» в отличие от этически отрицательных «хитрых майданных» технологий со стороны других организованных участников? ПОЗИТИВНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ представления участия «учеников Лайтмана» не должна ДЛЯ МЕНЯ являться ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ этической качественности проявления в тех событиях некоторой группы, которую Игорь назвал «ученики Лайтмана».

 

Есть свидетельства сопротивления «хитрым майданным» технологиям (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%B2_%D0%98%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%B5_%282011%29#cite_note-56):

 

Ури Элицур, заместитель редактора газеты «Макор Ришон» (израильская правая религиозная газета), ветеран израильской журналистики: «Палаточный протест» организован левыми политическими партиями и движениями с одной-единственной целью — свергнуть правительство Нетаниягу, давшее достойный отпор администрации Барака Обамы и де-факто остановившее стремительное скатывание Израиля в границы 1967 года.[53]

В газете «Исраэль Хайом» ([54], израильской газете с правым уконом) с первых дней протеста публикуются материалы, «разоблачающие» стоящих за лидерами протеста «крайне левых политических манипуляторов» и финансируемые из-за рубежа фонды, материально поддерживающие крайне левые израильские политические движения. Когда в интервью государственному радио Израиля, Ципи Ливни (партия Кадима), лидер оппозиции обвинилаправительство Нетаниягу в жилищном кризисе. Она призвала заменить нынешнее правительство другим, более социально направленным, то Офир Акунис (партия Ликуд) отметил, что Ципи Ливни не так давно занимала пост министра строительства в правительстве Ариэля Шарона. Акунис также напомнил, что именно в тот период строительство социального жилья практически не велось, в связи с чем ответственность за создавшуюся ситуацию лежит также на Ливни[55].

Моше Фейглин (партия Ликуд), общественный и политический деятель, заявил: …Я не могу поддержать этот протест, поскольку он на самом деле не является протестом против нехватки жилья. Лидеры протестующих не заинтересованы в реальных решениях этой реальной проблемы, касающейся всех граждан. Определенные политические движения используют создавшееся бедственное положение в целях идеологической войны…[56]

 

Замечательные каббалисты-предшественники М. Лайтмана добивались в своих писаниях СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ и ТОЧНОСТИ. За этими качествами их текстов видна АВТОРСКАЯ ЧЕСТНОСТЬ, ясность и честность помыслов. Передо мною, читателем текстов М. Лайтмана и его учеников, включая их группу на МП, - сочетание ВНЕШНЕЙ КРАСИВОСТИ высказываний с СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ. Это – качества текстов, служащих задачам манипулятивного управления. (не принимайте мои слова, как попытку поддеть, оскорбить; это попытка найти точные содержательные определения проявлениям собеседника)

 

Для того, чтобы было ясно, что «стали уличной организованной стеной на поддержку Израиля», результативно оказали эту «поддержку» и определенная группа интересантов «были приятно удивлены и заинтересованы», нужны следующие пояснения.

Кто эти интересанты, интерес которых – «социальный мир»? На улицы вышли те, кто посчитал себя социально ущемленными; их претензии направлены против тех, кто удовлетворен существующим социальным отношением и не желает перемен. Что такое социальный мир в этих условиях? Помогли ли «ученики Лайтмана», используя мудрость каббалы, найти такое решение конфликта, в котором каждая сторона получила удовлетворение? В «круглых столах» решение проблем не ищется, там формируется «социальный мир». Для СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО, ТОЧНОГО И ЯСНОГО представления ситуации на волнующейся улице, нужно – представить таблицу:

 

[Интересанты] - [их интересы] - [оценка КАЧЕСТВА этого интереса по КРИТЕРИЮ «интерес Израиля» - применяемая ими «хитроумная майданная технология» - действия «учеников» по парированию нехороших проявлений «против интересов Израиля» и в «поддержку интересов Израиля»] – [оценка силы продавливания интереса ]

 

Тогда, на этом фоне будет ясна сила влияния «учеников Лайтмана». «Скользкость» высказываний М. Лайтмана и его учеников понуждают проводить занудливо дотошный анализ сказанного. Группа каббалистов сама пришла на площадку «В поддержку Израиля» и активно насыщает её статьями и постами. Такую объемную настойчивую работу на площадке нельзя игнорировать. Надо стараться понять, чего они хотят, соотнести это с «поддержкой Израиля» и, в меру соответствия или не соответствия «поддержке», реагировать.

 

Повторюсь:

 

• Мне глубоко симпатичны многие конкретные люди, которые погружены в лайтмановскую каббалу.

• Я восхищен и уважаю размах лайтмановской системы МАК-Бней Барух-Арвут и пр.

• Убежден в мировоззренческом богатстве каббалы (не лайтмановских «лекций» и текстовок, не их пересказчиков).

 

Хочу надеяться, что в Израиле найдутся молодые реформаторы, которые преобразуют имеющуюся лайтмановскую систему в нечто более адекватное реальным потребностям Израиля. Каббала может и должна служить Израилю.