70 ЛЕТ (1945-2015). В Память о забытых... (1)
В Память о забытых героях, подвиг которых продолжался в необходимости каждый день жить без руки, без ноги, передвигаясь на костылях, на колясках, или вообще смириться с неподвижностью.
Государство не забыло инвалидов войны, они были накормлены, обуты и одеты. Но их забыло общество, общественность, писатели, художники. А общество нуждалось в них даже больше, чем они в обществе.
Вскоре великий праздник - ДЕНЬ ПОБЕДЫ, который обычно празднуется у нас "со слезами на глазах". А вот воспоминания фронтовиков и "работников тыла", которые находятся еще, слава богу, в сильно редеющих рядах здравствующих даже не всегда во главе угла стоят. До обидного мало их, разве только "по случаю праздника". Но есть и другие свидетельства, которые дорогого стоят... Одни добыты фото- и кинокорреспондентами еще на полях войны, другие фото и кинокадры сохранили для нас события в тылу во время и после войны. Но есть еще одни прямые свидетельства того, ЧТО есть война, ЧТО есть Человек, что есть... нет, тут уж нужно сказать о том, чего "совсем нет" и у власть предержащих, и у многих из нас теперь... к сожалению.
Я это вот к чему пишу. Для меня, родившейся в конце войны, ее прямые свидетельства были связаны прежде всего с тем, что я видела вокруг себя. Оставим в стороне многие не сразу восстановленные дома... Но не оставим в стороне инвалидов войны, которых было очень-очень много. Сначала я видела их на Украине (в Кировограде), потом в Ленинграде. Инвалиды войны без ног, на деревянных подставках с маленькими колесиками и со специальными деревянными опорами для рук, типа "утюжков", чтобы отталкиваться для передвижения.

«Отдых в пути».
В селе Такмык Омской области живет русский солдат Алексей Курганов. На фронтовых дорогах от Москвы до Венгрии лишился обеих ног.
Деревянные чурбаки вместо протезов и костыли...костыли...костыли, иногда при наличии одних обрубков вместо рук... Много было и слепых, и обожженных, особенно среди танкистов. Теперь о тех из них, кто оказался сильно изуродованным, защищая любимую страну, единственную и незаменимую для них Родину, свою родную улицу, свой дом или уже только свою память обо всем этом, теперь о них, кто выполняя свой долг получил глубочайшие увечья, ... о них и не вспоминают вовсе.
Инвалиды как-то внезапно исчезли из города - это был примерно 1956 год,К VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов «готовились» что ли ... инвалиды, как посчитали, вид города портили. Всех одиноких отвезли на Валаам. Вот тогда и началось это вымарывание из памяти живущих образов тех, кто должен был служить нам напоминанием-символом про важное и святое. Так вот, возвращаясь к упомянутым "прямым свидетельствам того, ЧТО есть война, ЧТО есть Человек", я и хочу представить таковые...
Это работы ушедшего от нас в марте 2011 года художника Геннадия Доброва. Через его неравнодушные сердце и душу, его глазами смотрите....
Первые шесть лет рисунки стояли у него в мастерской лицом к стене. «Секретари из Союза художников пришли ко мне в мастерскую, посмотрели работы и сказали, что я фашист, наслаждаюсь видом чужих страданий, — рассказывал художник в одном из интервью. – И что пока они у власти, никакой выставки мне не видать. Я сел в кресло и три часа не мог пошевелиться, думал, у меня разорвется сердце. Это был самый страшный день в жизни». (Источник: http://neinvalid.ru/den-skorbi-pobeditelej/#ixzz3XONNPPo5)

«Фронтовые воспоминания».
Москвич Борис Милеев, потерявший н фронте обе руки, печатает фронтовые воспоминания

«Ранен при защите СССР».
Александр Подосенов в 17 лет добровольцем ушел на фронт. В Карелии был ранен пулей в голову навылет. На острове Валаам, на Ладожском озере, жил все послевоенные годы, парализованный, неподвижно сидящий на подушках.

«Фронтовик».
Москвич Михаил Кокеткин был на фронте воздушным десантником. В результате тяжелого ранения лишился обеих ног.

«Счастливая семья».
Василий Лобачев оборонял Москву, был ранен. Из-за гангрены ему ампутировали руки и ноги. И стал бы он совсем беспомощным, если бы не жена Лидия, тоже во время войны потерявшая обе ноги. И так зажили, поддерживая друг друга. Им повезло остаться в Москве. Даже два сына родились!

"Портрет женщины с сожженным лицом"
- потеряла сознание возле печи при известии, что началась война, её муж накануне был направлен в Брестскую крепость..

«Новой войны не хочу!»
Бывший разведчик Виктор Попков. Вот только ветеран этот, влачил жалкое существование в крысиной норе на острове Валаам. С одной парой сломанных костылей и в единственном кургузом пиджачишке.

«Защитник Ленинграда».
Рисунок бывшего пехотинца Александра Амбарова, защищавшего осажденный Ленинград, сделан на острове Валаам в 1974 году. Дважды во время ожесточенный бомбежек он оказывался заживо погребенным. Почти не надеясь увидеть его живым, товарищи откапывали воина. Подлечившись он снова шел в бой. Свои дни окончил сосланным и заживо забытым на острове Валаам.

«Старый воин».
Ратник трех войн: русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.), Второй мировой (1939-1945 гг.) Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет. Кавалер двух Георгиевских крестов за Первую мировую войну, воин закончил свою геройскую жизнь на острове Валаам.

Москвич Виктор Лукин сначала воевал в партизанском отряде. После изгнания фашистских оккупантов с территории СССР сражался с врагами в армии. Война не пощадила его, но он остается по-прежнему твердым духом

«Неизвестный солдат».
Никто ничего не знает о жизни этого человека. В результате тяжелейшего ранения он потерял руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему только возможность видеть. Рисунок сделан в 1974 году в психиатрическом отделении дома-интерната на острове Валаам.
Из писем художника к жене 22 июня 1974 г.
Сейчас рисую второй портрет инвалида войны.
Хожу в библиотеку, ищу в книгах ордена и медали, потому что свои он –
этот типичный русский Иван — растерял, да роздал детям на игрушки.
Вот где Русь несчастная!
В чистом виде.
Ангелы, а не люди, ни в ком, ни капли лжи, души нараспашку.
Я уже двери закрываю на ключ в своей комнате изнутри.
Приходят, рассказывают о себе.
И наплачешься, и насмеёшься с ними.
А песни какие поют!
Я таких и не слыхал никогда, самые окопные какие-то, и откуда они их берут?
Меня тут балуют: возили на моторной лодке на дальний остров,
осматривал там развалившуюся деревянную церковь, колодец, монашеский дом.
У тебя есть книга про Валаам.
Найди там остров святого Иоанна Предтечи.
Предтеченский остров.
Вот я там был.
Необыкновенная красота.
Русь, Генри, Русь тут, русская земля. И это тут здорово ощущается...
"Мы отдали все для Победы! Почему же вам стыдно посмотреть нам в глаза?.."
Комментарии
О самом художнике много и хорошо написано здесь
http://www.openmoscow.ru/dobrov.php#avtografu1974-80
А ведь и он сам - подлинно герой! Живописать такое горе!..
Выдержало сердце его! Спасибо ему!
И Вам - тоже!
http://www.openmoscow.ru/dobrov.php#avtografu1974-80
Тяжело было художнику...Мы смотрим на его картины, сжимаем душу, а он смотрел на боль...
Комментарий удален модератором
Лариса, такой животрепещущий материал! Чтобы совесть не спала...
Обращение к памяти и совести..
Помню я таких "обрубленных войной", певших и плакавших и молча "проходивших" по ж/д.вагонам... И - вдруг исчезнувших...
Государство отправило их многих на Валаам... (в заботе о толике оптимистических настроений в обществе, оглушенном горем, утратами, гибелью родственников, - страшными бедами войны.?)...
О Валааме впервые прочла у В.Шаламова.
И запал Валаам в душу...
Не так уж и давно побыла там с пригласившими меня друзьями - курскими паломниками...
Лариса! Мужественный, честный Вы человек! Спасибо Вам за
этот горький, страшный пост о бездне человеческого страдания, мужества и геройства, да не только на самой войне...
Увы...
За что же с ними так? Стыдно и больно.
О чём говорить: не все ветераны ещё до сих пор обеспечены жильём в нашем сверхбогатом государстве. А многие так и живут в домиках без удобств, которые сами же и построили после войны – люди не хотели уходить с нажитого места в предложенные квартиры в многоэтажных домах, а государство не помогло сделать эти дома удобными для проживания, даже инвалидам. И как нелегко этим людям, хотя все они и привыкли к бытовой неустроенности – сколько я видела таких примеров. Не во всех деревнях есть не только газ, но и водопровод.
В каждой области существует сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов, расположенных обычно в сельской местности. Так что, они не только на Валааме жили. Просто жили не на глазах общества. В первую очередь это касалось, конечно, одиноких людей, по состоянию здоровья не имеющих возможности жить самостоятельно. Когда были рядом хорошие жёны, любящие дети – жизнь проходила иначе.
Такова наша власть. Такова её "забота". (((
И я много чего помню... И не забуду. Детям и внукам всё рассказал и расскажу.
Память - всё, что у нас есть.
Спасибо великое всем, у кого душа не очерствела. )))
Не меньшее мужество - жить так: с болью, но другой...
http://maxpark.com/community/1851/content/3437037#share
Если можете, выложите пожалуйста этот материал и в ТМВ. Написав рядом с названием-"Мы помним!".
С теплом.