Пять настроений осени от русских художников
На модерации
Отложенный
Золотая осень и поздняя, купеческая и сельская — каждый художник видел в исходе теплых дней что-то свое. Вспоминаем, кто наслаждался яркими красками, кому ближе меланхолия времени увядания и чьи героини безмятежно пьют чай под багряным кленом.
«В багрец и в золото одетые леса»
Исаак Левитан. «Золотая осень», 1895 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Одна из самых красочных осенних картин в русской живописи — «Золотая осень» Исаака Левитана. На создание редкого для него мажорного пейзажа художника вдохновила природа Тверской губернии, но близкой
и родной кажется картина уроженцам разных мест. В бесхитростном пейзаже Левитан выразил глубинное очарование и красоту сотни таких уголков по всей России.
Свободными мазками художник изображает поросший деревьями склон
и мелкую речку с отражающимся в ней голубым небом. На правом берегу у самой воды выделяется одинокая береза, вся словно озаренная солнцем. Вдалеке за золотыми рощами виднеется поле и несколько изб. Столь велико мастерство художника, что видишь, как трепещут листья осинок
на переднем плане, и слышишь шелест опавших листьев в траве.
Купеческая осень в провинции
Борис Кустодиев. «Осень в провинции. Чаепитие», 1926 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Прекрасна поздняя осень в провинциальном городке! Тишь да гладь: посередине сонной улицы гуляют курицы и гуси, щиплет траву лошадь. Румяные красавицы-купчихи степенно пьют чай на уютной террасе
в обществе дремлющего кота, а возле булочной дедушка с окладистой бородой наблюдает за ребятишками. В прозрачном осеннем воздухе плывет аромат сдобы и колокольный звон, кипит самовар, огненные
клены отражаются в воде — идиллия, в которую так и хочется шагнуть через раму.
Примечательно, что яркую и достоверную картину Борис Кустодиев придумал: в действительности такого города не существовало, вернее,
в картине отразились черты многих поволжских мест, так любимых художником.
Меланхолия времени увядания
Михаил Нестеров. «Осенний пейзаж», 1906 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Михаила Нестерова привлекала поздняя осень, время увядания
и меланхолии. Переход от осени к зиме вот-вот свершится, но пейзаж лишен спокойствия и умиротворения. Горизонталь воды и берегов сталкивается с вертикалью высокой ели в правой части картины, намеренно нарушается гармония композиции, подчеркивая тревожное мироощущение художника на рубеже веков.
Графичность живописи усиливает акцент на силуэтах: в неподвижной серой глади отражается темная полоса деревьев с контрастным пятном желтой березы, черная трава на берегу контрастирует с водой, а почти черные ели на холме — со светлыми облаками на небе.
Осень сельская: веселая суета жизни
Константин Юон. «Мельница. Октябрь. Лигачёво», 1913 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Москвич Константин Юон был влюблен в красоту народной жизни. Художник признавался: «Мне хотелось писать картины, как пишутся
песни о жизни, об истории русского народа, о природе…». Такой песней для Юона стала деревенька Лигачёво, где он прожил полвека, женившись на местной крестьянке. Согретые любовью, красочные пейзажи художника широко и весело изображают повседневную жизнь человека и природы средней полосы России, житейскую суету.
Листва уже облетела, природа готовится к зимнему сну, но пейзаж полон звуков и бодрого колорита. На мельнице вовсю кипит работа, крепкие лошадки с телегами выстроились в очередь, сверкают на солнце расписные дуги, суетятся крестьяне с белоснежными мешками муки
на плечах и женщины в ярких платках. У тропинки небрежно сложены жернова, насыщенно-голубая вода резко оттеняет убегающие за горизонт яркие поля и голые перелески.
«Кисти ярко-красные вянущих рябин»
Игорь Грабарь. «Рябинка», 1915 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Игорь Грабарь любил зиму и прославился как автор поразительных снежных пейзажей. Но в творческом наследии художника есть
и оптимистичные осенние пейзажи. Картина «Рябинка» построена
на контрасте колорита: желтые листья, багряные гроздья, бледно-голубое небо и насыщенно-зеленое поле с озимыми играют множеством оттенков.
Грабарь соединяет техники реализма и постимпрессионизма: листья березы слева написаны чистыми мазками одного цвета, а земля на опушке и поле выписаны множеством оттенков и смешанных красок. Ощущение художнику передать важнее, чем действительность — так на стволе березы справа появляются голубые и красные всполохи цвета, а на коричневой земле — сиреневые и синие полосы.
Комментарии
Но истина не всегда ясна и никогда не бывает простой...(О.Уайльд)
Вот у Куинджи были фантастические краски, хотя покупал там же где и Шишкин.
но в моем детстве именно она и еще Айвазовского
привлекли внимание. Причем, тогда еще я и не знал фамилии художников ))
И осень в смертельном бреду!
Уже виноградные кисти
Желтеют в забытом саду!...
Прихода зимы не хочу
И все виноградные кисти
Я в виде вина проглочу
Моя любимая - нестеровская. Я вообще его пейзажи очень люблю.
Хотя у Брейгеля я больше люблю зиму, особенно - "Охотников на снегу"