О Кирилле без Мефодия

На модерации Отложенный

О Кирилле без Мефодия.

 

«Последование» ( на современном языке православный календарь) XVIвек, издан до реформ Патриарха Никона, нас интересует 14 февраля по старому стилю.

 

Читаем:

14 февраля

«Иже восвятых отца нашего кирила епископа катанского, учителя словеном и болгаром иже переложи русскую грамоту с греческия и крещёны славены и болгары.»

 

Мой перевод на современный язык:

27 февраля (нов. стиль) день памяти

«Святого отца нашего Кирилла епископа Катанского, учителя славен (1) и болгар который перевёл (2) на русскую письменность греческое учение (3), крестителя славян (1) и болгар .»

Примечания:

(1) «славены» - имеется в виду западные и южные славяне (Моравия, Македония и т.д. где проводил миссионерскую деятельность Кирилл),;

(2) «переложи русскую грамоту с греческия» по аналогии с современным выражением «переложить музыку на стихи» означает, что Кирилл взял что-то «греческое» и перевёл на русскую письменность (грамоту);

(3) «греческое» значит христианское учение, греки в современном понятии это византийцы.  

 

Анализ и несложные выводы:

 

  1. Пока не затрагиваем утверждение что Кирилл - епископ Катанский (отдельная тема).
  2. Славены, болгары и русские - по сути, три разных народа.
  3. Русская письменность (грамота) существовала до Кирилла.
  4. Кирилл знал русскую грамоту, он был переводчиком.
  5. Если греческое учение для «славен и болгар» перевели на русский язык, значит наш язык был общим для многих народов.
  6. Кириллом крещены были только «славены и болгары».

 

Таким образом, вырисовывается следующая картина: существовало общее пространство, где жили русские, славены и болгары.

У них был общий язык (русский) и единая вера. Соседняя Византия общалась с русской империей, были люди, знавшие русский язык и письменность, такие как Кирилл. Они проникали на ближайшую к ним периферию империи с миссионерскими целями. Кирилл переводил на понятный «аборигенам» русский язык христианские книги, что и стало решающим для обращения болгар, западных и южных славян в новую религию. Сама Русь была крещена на сто лет позднее. Сделав “карьеру”, Кирилл был назначен епископом в провинцию Катания на острове Сицилия, находившуюся в то время под властью Византии.

Несовпадение с современной трактовкой истории весьма заметное.