Музыка моей юности. Безобразная Эльза

Говорить о музыке восьмидесятых и не упомянуть "Крематорий", просто не возможно. Эта группа, как никакая другая отражала всё то, что нас окружало, то, о чём мы думали.

Нет, всё было совсем не так мрачно, как могло бы показаться при прослушивании их композиций, наоборот, всё было понятно, просто, понятно. Жизненные дороги были понятны и, почти известны, как дорога из Бронниц до Раменского. И всё - таки, что-то было не так. Кстати, именно там, в Раменском, и состоялась моя встреча с "Крематорием".

Восемьдесят третий, ноябрь месяц. Мальчишки из обоих девятых классов, возглавляемые военруком отправились в Раменское, в районный военкомат. Очередная медкомиссия, Родина во все времена нуждалась в солдатах...

Выйдя на улицу после медоосмотра, мы наткнулись на раменских пацанов, ожидающих своей очереди. У одного из них из разбитой  "Электроники", кто - то пел о безобразной Эльзе.

Я сразу и не понял, о чём они пели, а когда услышал фразу о том, что им "по двадцать семь лет", успокоился окончательно. Это ведь целая вечность, до двадцать семи..... Целая вечность.

Нам стало интересно, кто же это поёт. Вот тогда, впервые, я услышал это название - "Крематорий".

Странно, но смысл их песен, по крайней мере, в моём понимании, стал доходить до меня только сейчас....

Тогда, в семидесятые. в восьмидесятые, у нас был Двор. Мы жили в нём. И мы были вместе. Андрею Иванову купили "Орлёнок", был такой велосипед. Он выходил с ним, делал первый круг, а потом, мы все гоняли на нём, по очереди. То же самое было чуть позже с моим "Школьником".

Кто из тех, кто помоложе, знает, что означают слова - чижик, штандер, вышибалы, сека? А ведь мы играли. Играли в "войнушку" и никаких других врагов, кроме фрицев не знали. Не помню, знали ли мы тогда вообще, что фрицы - это немцы?

А девчонки, с их сложными геометрическими построениями, нарисованными мелом на асфальте? Нет, когда они скакли и толкали биту, сделанную из гуталиновой банки, всё было понятно, но потом, когда они начинали скакать, как безумные, логика восприятия просто вырубалась.

Нет уже этих дворов. Да, они стали чище, где-то просторнее и заставленнее машинами. И дворовых компаний уже нет. У всех телефоны, планшеты, танцы, спорт, на другом конце города...

Детские площадки рассчитаны на до и младших школьников, остальным места уже нет... Почему - то, именно это встаёт перед моими глазами, когда я, поддавшись ностальгии снова набираю в ютубе Армена Григоряна. Ведь сейчас и магнитофон уже не нужен.... Не много ли вылетело с мусорным дымом через трубу....

И все же... Песни Григоряна нам нравились, была в них страшно притягивающая сила, тот драйв, который так нужен был нам, в наши пятнадцать - шестнадцать лет. М я открывал окно на кухне и со второго этажа из 209 "Астры", усиленной динамикой, рвалось "Катманду"

А девчонки, кстати, до сих пор играют в "классики". В детском саду. Наверное, это последнее, что осталось от того великого и всеобъемлещего понятия, который мы называли - Двор.

Хотя, сегодня специально прошёл по дворам Павловска, обдумывая тему "Крематория". И вы не поверите - на асфальте расчерченные классики. Значит, не всё еще кончилось...

И все же, мы жили в самой лучшей стране на свете и никогда бы не смогли любить так кого - то ещё, как любили тогда!

Удивительно, чем старше я становлюсь, тем ближе становится мне творчество этих ребят. И пусть, мне уже никогда не исполнится двадцать семь лет, да и банку чистого спирта таскать в наше время достаточно глупо, но мы живем и обязательно, будем жить!

А наша юность, наши песни, они всегда были и останутся с нами.

И когда - нибудь, я увижу, как моя дочь, которая моложе меня на несколько поколений, наберет в поисковике ютуба что - нибудь из того, золотого века советского рока. И знаете, почему - то, я даже не сомневаюсь, что всё это обязательно будет! Она же моя дочь!

 

Приложение.

Крематорий     •Москва•

Группа, также известная под названием «Крем...», которым она пользовалась в годы недоброжелательного отношения инстанций к своему мрачноватому полному наименованию.

«К.» дебютировала в 1983 году магнитоальбомом «Винные мемуары», на котором перед слушателем предстал мир подворотен и сейшенов, беспечная романтика жизне-утверждающейся юности и болезненная экзистенциаль-ность происходящего. Героями альбома стали завсегдатаи пивных, романтики-философы с пустыми навечно карманами, модный, флэтовый «пипл» — словом, та молодежь, которую принято было считать неблагополучной, праздношатающейся и т. д. Этот и второй магнитоальбом были записаны в акустическом варианте, стилистически включали в себя рок-н-ролл, вальс, романтическую балладу, бит и имели некоторые параллели с творчеством Гребенщикова, Дилана и Науменко, что было достаточно интересно, благодаря нетрадиционной поэтике, мелодичност. и даже некоторому изяществу музыкального материала Если «Винные мемуары» были записаны только гитаристами Арменом Григоряном и Виктором Троегубовым (по зднее — основателем группы «Дым»), то в работе над «Крематорием-2» уже участвуют ударник Александр Севастьянов и приглашенный альтист.

В 1986 году «К.» обретает и электрический состав: Армен Григорян — вокал, гитара; Евгений Хомяков — гитара; Виктор Троегубов — гитара, вокал; Михаил Россовский — скрипка, Сергей Пушкарев — бас. Вместо «живых» ударных группа использует драм-машину. «К.» начинает много выступать (раньше это были только «домашние» концерты), вступает в Московскую рок-лабораторию и записывает новый магнитоальбом «Иллюзорный мир». В «Иллюзорном мире» предстает почти декамероновское многообразие персонажей, человеческих трагикомедий и драм. Альбом интересен и музыкально — в нем много реприз, диссонансов, оригинальных мелодических и аранжировочных решений. «Кома» — состояние между жизнью и смертью — тема следующего, пока наиболее удачного альбома «К.» Песни новой программы отличает удивительное единение поэтической и музыкальной образности, соц-экзистенциализма и неназойливого сарказма. Песня «Мусорный ветер» (написанная после прочтения одноименного рассказа Андрея Платонова) снимается и попадает сразу в несколько программ ЦТ, и группа приобретает и официальную всесоюзную известность. «Безобразная Эльза», «Африка», «Пир белых мумий» и «Хари Рама» — другие наиболее известные песни этого альбома. В 1988—1989 гг. происходит смена состава и вскоре у «К.» появляется сразу два новых альбома: «Живые и мертвые» и «Клубника со льдом». Первый включает лучшие номера прошлых лет (от «Тани» до «Безобразной Эльзы»), Второй записывается в марте, выходит в декабре и демонстрирует совершенно новый материал.

В начале 1990 г. группа подготовила новую программу, с успехом выступала на рок-фестивалях в Ленинграде и Калининграде. В составе «К.»: Армен Григорян — вокал, гитара; Сергей Третьяков — бас; Дмитрий куликов — гитара; Андрей Сараев — ударные; Михаил Россовский — скрипка; Александр Куницын — саксофон. В 1990 г. фирма «Мелодия» выпустила альбом группы «Живые и мертвые».

ДИСКОГРАФИЯ Магнитоальбомы: «Винные мемуары» (1983). «Крематорий-2» (1984), «Иллюзорный мир» (1986), «Кома» (1987, «Живые и мертвые» (1989), «Клубника со льдом» (1989), «Зомби» (1991). Пластинки: «Живые и мертвые» (ВФГ «Мелодия», 1990).