Декодируя доктрину Обамы

На модерации Отложенный

Декодируя доктрину Обамы

 

Дэниел Пайпс

 

Джеймс Джефри (James Jeffrey) , бывший чрезвычайный и полномочный посол Барака Обамы в Ираке, нашёл нужным произнести следующую фразу по поводу существующих «достижений» администрации на Ближнем Востоке: «Мы находимся в состоянии глубокого и почти безнадёжного свободного падения».

Давайте перечислим ошибки администрации.

Содействие в свержении Муаммара Каддафи в Ливии, что привело к анархии и гражданской войне.

Оказание давления на Хосни Мубарака с требованием об отставке, а затем поддержка Мусульманских братьев, что вынудило нынешнего президента Ас-Сиси обратиться за помощью к Москве.

Ухудшение отношений с наиболее надёжным и стойким союзником Вашингтона в регионе, правительством Израиля.

Пренебрежительное мнение об Исламском государство как о «команде юниоров», высказанное незадолго до того, как его боевики захватили несколько крупных городов.

Восторженные отзывы о Йемене как о примере успеха в борьбе с террором – и тоже незадолго до свержения его законного правительства.

Приведение властей Саудовской Аравии в состояние такой паники, что они вынуждены были срочно сколотить военный альянс против Ирана.

Безудержное потворство диктаторским замашкам турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

Несвоевременный вывод войск из Ирака и Афганистана, что привело к фактической потере громадных инвестиций Америки в эти две страны.

И, что самое ужасное, неудержимое стремление заключить опасную сделку со стремящимися к ядерному оружию иранскими муллами.

Ливийский лидер Муаммар Каддафи – история успеха Обамы? Что всё это такое? Случайная серия ошибок некомпетентного руководства, или за этими «промахами» скрывается грандиозная, пусть и неправильно понятая идея? До некоторой степени эти ошибки являются результатом элементарного непонимания ситуации и неумения принимать правильные решения, как, например, в случае подобострастного поклона Обамы саудовскому королю, угроз в адрес Сирии за применение химического оружия с последующим отказом следовать своим собственным заявлениям, а совсем недавно направление военной помощи фактически Ирану, поддерживающему нынешнее правительство Ирака, и в то же время военные действия против шиитов в Йемене.

Но здесь скрывается также и грандиозная идея, которая нуждается в пояснении. Как человек левых взглядов, Обама считает, что Соединённые Штаты исторически оказывали пагубное воздействие на остальной мир. Ненасытные корпорации, обладающий чрезмерно большой властью военно-промышленный комплекс, вызывающий национализм недостаточно образованных американцев, впитавшийся в кровь расизм и культурный империализм - всё это вместе, в результате, превращало страну в символ зла. Будучи учеником общественного организатора Саула Алинского,

Обама не афишировал публично свои взгляды, но изображал из себя патриота, хотя он (и его очаровательная жена) делали время от времени намёки на их радикальные взгляды на «фундаментальное преобразование Соединённых Штатов».

Став президентом, Обама продвигался вперёд медленно, опасаясь заранее вселять в американцев тревогу и желая быть избранным на второй срок. Но теперь, после шести полных лет в Белом доме, когда ему осталось беспокоиться только по поводу своего наследия, на сцену выходит подлинный Обама.

Доктрина Обамы проста и универсальна. Добиваться тёплых отношений с врагами и превращать такие отношения в холодные - с друзьями.

Саул Алинский, прирождённый общественный организатор (с которым автор этой статьи встречался в 1965 г)

В основе этого подхода лежат несколько допущений.

Правительство Соединённых Штатов морально обязано компенсировать другие страны и народы за свои предыдущие ошибки. Обращение к враждебным государствам с широкой улыбкой вдохновит их на ответную улыбку. Использование силы порождает больше проблем, чем решает. Исторические союзники, партнёры и помощники Соединённых Штатов морально являются их подчинёнными соучастниками.

На Ближнем Востоке это означает протянуть руку ревизионистам (Эрдогану, Мусульманским братьям, исламской республике Иран) и оттолкнуть от себя сотрудничавшие правительства (Египет, Израиль, Саудовскую Аравию).

Из этих актёров выделяются два - Иран и Израиль. Похоже, что установление хороших отношений с Тегераном является главной заботой Обамы. Как показал Майкл Дорэн (Michael Doran) из Гудзоновского института, Обама в течение всей своей президентской каденции положил немало труда на то, чтобы показать, что Иран, по его словам, «является весьма успешной региональной державой, … придерживающейся международных норм и правил».

В противоположность этому, его дружба во времена до его президентства с такими агрессивными анти-сионистами, как Али Абунимах, Рашид Халиди и Эдвард Саид, указывает на глубину его враждебности к еврейскому государству. Доктрина Обамы проясняет то, что иначе трудно понять. Например, она объясняет, почему правительство США беззаботно проигнорировало высказанный иранским верховным лидером не далее как в марте этого года возмутительный лозунг «Смерть Америке», небрежно отбрасывая его как всего лишь разглагольствования для домашнего потребления; и это происходило практически одновременно с тем, как Обама жёстко критиковал израильского премьер-министра за его высказывания в ходе предвыборной кампании, в которых Нетаниягу отверг реализацию решения «две страны для двух народов» за время его каденции премьер-министра («мы поняли его точно так, как он сказал»).

Верховный лидер Ирана Хаменеи может сказать всё, что пожелает, и Обама не станет возражать.

Доктрина также позволяет предсказать, как будут развиваться события в период, оставшийся у Обамы до конца его каденции, как, например: подписание плохого соглашения шестёрки западных стран с Ираном, которое может вынудить правительство Израиля атаковать иранские ядерные центры; благосклонная политика по отношению к Дамаску, которая позволит Асаду восстановить свою власть над Сирией; Анкара может решиться на провоцирование кризиса в восточной части Средиземного моря вокруг залежей газа и нефти, принадлежащих Кипру.

Остаётся большой вопрос: как американский народ станет оценивать доктрину Обамы, когда он через 19 месяцев будет избирать нового президента? Отречётся ли он от его политики раскаяния и коренных изменений, как сделал он в 1980 году, избрав Рональда Рейгана вместо Джимми Картера? Или он решит провести ещё 4 года с этой политикой, тем самым превратив доктрину Обамы в новую норму, а американцев в полных раскаяния мазохистов европейского пошиба?

Их вердикт, который они вынесут в 2016 году, будет иметь потенциально всемирно-исторические последствия.

 

Г-н Дэниель Пайпс – президент Форума по Ближнему Востоку.

Опубликовано в газете «Вашингтон Пост» 6 апреля 2015 г.

http://www.danielpipes.org/15722/decoding-the-obama-doctrine

Перевод с английского Эдуарда Маркова Хайфа, 8 апреля 2015 г.