Барабан был плох, барабанщик — лох

 

«Все обязательства в бизнесе условны» — говорит нам Максим Фалдин. Да-да, вот именно таков российский бизнес — никого не жалко, никого. «Не мы такие — жизнь такая», и понеслись на ворованном бумере по кочкам реальности. Читаем откровения от Максима и вдохновляемся:

Максим Фалдин (основатель интернет-компании Wikimart). Почему наёмные сотрудники должны страдать и больше работать за меньшие деньги.

Для меня кризис — это время, когда необходимо меняться. Причём не по внутреннему убеждению, а под давлением внешних обстоятельств. Ключевой навык выживания в сложные времена — умение меняться и принимать изменения.

Мне как работодателю всегда было непонятно, почему только акционеры и инвесторы должны нести на себе последствия экономического спада? Почему бы работникам не разделить с нами последствия экономической рецессии? Ведь они тоже наслаждались прелестями высоких цен на нефть все эти годы. А теперь вместе с нами будут иметь возможность приехать в российский Крым. Мы все в одной лодке, ребята!

Владельцы многих компаний пострадают в этом году. Это неизбежно. Но часть удара должны принять на себя сотрудники этих компаний. Им придётся больше работать за меньшие деньги. Таковы экономические реалии — денег в России стало сильно меньше.

Работающие по найму обычно оказываются не готовы к сокращению дохода. Действительно, когда последний раз вам снижали зарплату? Её же должны всё время повышать, по другому не бывает, правильно?

Неправильно! Люди, делающие бизнес, создающие предприятия и берущие на себя неограниченные финансовые риски, психологически готовы потерять в уровне жизни. Я сам не раз оказывался перед необходимостью сокращать свои расходы, отказывать себе и близким в важных вещах. Последнее особенно болезненно — когда приходится говорить нет полностью от тебя зависящим любимым людям. Но это часть моей работы. Я к этому привык, это мой выбор, и я с ним живу.

Совсем другое дело — те, кто работает по найму. Они воспринимают свою зарплату как данность. Если её перестают платить, они уходят в другое место — экономика большая, компаний много. Сегодня это заканчивается.

Многие наёмные работники очень плохо понимают такую логику. Особенно это касается так называемых профессионалов. Им всегда недоплачивают. В их мире им должны платить много по умолчанию — за их образование, знания, навыки и опыт. Они так долго себе это повторяли, что и сами поверили: мир им должен просто за то, что они есть. Но почему-то не всегда торопится отдавать…

Мой опыт показывает — насколько бы ты не повышал зарплату такому «профессионалу», через шесть месяцев он опять уверен, что ему недоплачивают. А ещё через шесть месяцев, не получив очередное двадцатипроцентное повышение, он начинает искать работу. В кризис логика разворачивается в обратную сторону — реальные зарплаты будут снижаться так же быстро, как и росли. А «профессионалы» будут надолго оказываться без работы, часто внезапно и не по своей вине. Меньшая часть адаптируется, попробует поменяться. Остальные обидятся. Ведь перед ними «не выполнили обязательства».

Все обязательства в бизнесе условны. Люди, далёкие от предпринимательства, очень далеки и от понимания природы этой условности. У меня был друг, мы делали с ним проект. Я финансировал, а он работал. Для меня это были затраты, имеющие смысл, пока у проекта была перспектива. А для него — доход, на который он жил. И когда проект закрылся, зарплата закончилась. Разумеется, это не случилось вдруг — мы многие месяцы искали варианты продолжения, проект был интересный. Но не всё в бизнесе получается! Я к этому привык, а мой друг — нет. Конечно, он обиделся — в его мире я «брал на себя обязательства» платить ему зарплату. У меня же не было претензий к его работе! И у меня есть на это деньги! А то, что проект не успешен и не имеет никакого смысла его продолжать, его не смущало. Он обиделся, как тот гаишник из анекдота, который возмущался, что владелец «мерседеса» уехал отдыхать на его деньги.

Точно так же будут обижаться «профессионалы», когда им откажут в индексации зарплаты в этом году. Работа по найму атрофирует адаптивность. Большинству, к сожалению, не хватит мужества разделить со своими работодателями последствия кризиса. В их мире кризис — это проблема компаний и их владельцев, а неудавшиеся бизнес-планы не повод закрывать финансирование. Но часть работников, совсем небольшая, прозреет под жёстким давлением обстоятельств. Кто-то найдёт свой бизнес, откроет ресторан или нишевый проект в интернете. А кто-то поменяет профессию, взгляды на жизнь и подходы к собственной карьере. Выживут адаптивные, оставив высокооплачиваемым динозаврам прошлое и забрав себе их будущее. Так уже было, и так еще будет, и не раз. Перемены — это то, что делает жизнь интересной.

Оригинал вот тут — http://secretmag.ru/articles/2015/04/08/faldin/

Занятие фигней

Занятие фигней

PS.

Ну а теперь небольшое послесловие от такого вот профессионала. Скажу сразу — этот образ мыслей «погонщиков компаний» и «хозяев капитала» для меня не новость, я его наблюдаю все последние 25 лет становления «русского бизнеса». Особенно выпукло он проявился в 2008 году — все помнят, что тогда было?

Да-да — под предлогом кризиса такие вот Максимы стали снижать зарплаты работникам и резать штаты (то есть наваливать прежний объем работы на меньшее число работников). Максим точно сформулировал этот подход — «больше работать за меньшие деньги».

А дальше произошло предсказуемое — реальные работники-спецы, на которых всё в фирмах и держалось, прекрасно просекли эту фишку и выставили свою позицию: ОК, мы можем работать за меньшую зарплату — но и работать мы тогда будем меньше. Либо, если вы хотите, чтобы мы работали больше (за себя и за сокращенного парня) — нам придется добавить зарплату.

Как вы понимаете — это совершенно не то, к чему стремятся все Максимы со своими бизнесами. Вздохнув «большинству, к сожалению, не хватит мужества разделить со своими работодателями последствия кризиса«, они показали профессионалам кукиш — после чего профессионалы уволились, и в компаниях остался балласт — всякие любовницы и дети нужных людей, которых не выгонишь, ибо чревато, а также просто тупари, которым ввиду отсутствия квалификации и врожденного рукопопия некуда идти и они будут работать даже за еду. В результате народ в фирме вроде есть — а работать некому. Сворачивать же бизнес наши Максимы вовсе не собирались. Пичалька ™.

Относительно умным «Максимам» хватило года, максимум двух, чтобы увидеть тупик ситуации и начать искать профессионалов обратно, предлагая им +20% к исходной зарплате. Остальные «Максимы» продолжали упорствовать, повторяя мантру «куда они денутся, все равно обратно приползут».

И вот тут оказалось, что они не приползут. Настоящие профессионалы высокой квалификации тем и отличаются от среднего работника, что способны быстро обучаться и принимать решения. Как опять же правильно пишет Максим — «найдёт свой бизнес, откроет ресторан или нишевый проект в интернете». Да много чего может придумать умный человек, тем более имея бэкграунд страны, в которой инженеры 25 лет выживали без промышленности, а ученые без НИИ — занимаясь чем угодно, от торговли вьетнамскими тряпками до ремонта Жигулей.

Как следствие — профессионалы рассосались в другие области, сменили квалификацию на ту, что обеспечивает большую гибкость в выборе места работы, открыли для себя прелести дауншифтинга и так далее. И когда через два года «Максимы», скрипя зубами, согласились платить не только прежнюю зарплату, но и +20% к прежнему уровню — к их удивлению, не то что очередь не выстроилась, а вообще никто не пришел.

Ну, на самом деле, желающие пришли — но это были совсем не те профи, которые ушли и которые оказались незаменимы. Это был всё тот же неквалифицированный балласт из соседних таких же контор. Профи рассосались с рынка. За немногих оставшихся развернулась настоящая борьба — в результате которой очень скоро предлагаемые зарплаты взлетели ВДВОЕ, но кадров-то больше не стало, и всё свелось к переманиванию одних и тех же людей на всё более и более высокие ставки. Потому что вкладываться в подготовку новых никто не хочет — всем нужны готовые спецы here and now, здесь и сию минуту.

Макс Фалдин всё это знает не хуже меня. Но вот решил снова наступить на те же грабельки. Как и тысячи преставителей его класса, для которых возможность увеличить прибыль путем усиления эксплуатации персонала под благовидным предлогом «кризиса» застит глаза и отбивает память о результатах прошлой такой попытки.

Ну что же — безумству «русских бизнесменов» я давно не удивляюсь. Однако хотел бы поправить у Максима одну философскую неточность. На самом деле оспариваемый Максимом тезис «кризис — это проблема компаний и их владельцев» содержит в себе правду жизни. Когда ты — бизнесмен и владелец — рулил своей компанией как твоя левая нога захочет, ты не советовался с наемными работниками о финансовых стратегиях и распределении прибыли. Ты катался на Канары и в Куршавель, пока работники выполняли твои приказы, среди которых было достаточно глупых и совсем дурацких, загоняющих фирму в задницу — но ты же хозяин, ты же никого не слушал. И вот именно поэтому кризис — это проблема компаний и их владельцев, а не наемных работников. Не они управляли этой компанией, да и экономикой вообще. Это вы — владельцы компаний — доуправлялись до того, что прибыли упали. Вы и должны отвечать за это, а не перепихивать ответственность на тех, кто не имел к принятию решений никакого отношения.

Барабан был плох, барабанщик — лох. Но этот барабанщик почему-то желает записать в виновники провала своего выступления всех окружающих — от уборщицы и электрика до охранника на входе. Знакомое отношение — «снова интеллигенту народ хреновый попался» ™

Эта музыка, похоже, будет бесконечной.