Ученые создали таблетки от жадности

На модерации Отложенный

   Ярослав КОРОБАТОВ (вчера, 01:00)
   Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

   Можно ли с помощью этого лекарства построить общество равенства и социальной справедливости? [инфографика]
  
   Ну вот, мы и дождались! Ученые изобрели таблетки от жадности. Научный прорыв произошел по чистой случайности. Впрочем, это происходит довольно часто. Например, виагру изначально создавали как лекарство для сердечников, лишь потом выяснилось, что средство обладает могучим побочным эффектом и придает уставшему любовнику второе дыхание.
   Толкапон - таблетки от жадности - тоже использовали совершенно в иной сфере. Ими лечили болезнь Паркинсона (заболевание, при котором люди постепенно теряют контроль над своим телом, при этом конечности немеют, а лицо словно каменеет). Медики из Калифорнийского университета в Беркли изучали возможности этого препарата для лечения душевнобольных, когда во время тестов получили удивительные результаты. Исследователи обратили внимание, что после приема толкапона пациенты начинают добреть, как почтальон Печкин после обретения велосипеда. Выяснилось, что толкапон влияет на уровень концентрации в организме дофамина - гормона удовольствия.
   Тогда ученые провели эксперимент. Группе из 35 добровольцев, испытывавших действие таблеток от жадности, предложили поиграть в экономическую игру. Ее цель - делить деньги между партнерами и незнакомцами. Часть волонтеров при этом получала толкапон, а другая группа - пустышки. Оказалось, что игроки, сидевшие на волшебных таблетках, не только честнее распределяли деньги, но были более чувствительны к социальной несправедливости.
   - Мы привыкли думать, что честность, стремление к равенству и братству - это индивидуальные свойства человека, которые формируются под воздействием культуры, - говорит Минг Сю, доцент Университета в Беркли, один из руководителей исследований. - Мы не собираемся это отрицать. Но мы нашли нейрохимический «выключатель», с помощью которого мы можем управлять личными качествами человека.
   Какие удивительные возможности открываются теперь перед нами! Сколько пороков общества отомрут! С помощью принудительного курса таблеток от жадности можно решить проблему злостных алиментщиков и неплательщиков налогов. Подкармливая олигархов «пилюлями справедливости», можно поголовно превратить их в меценатов и филантропов. Да и какая женщина устоит перед соблазном капнуть в чай мужа чудесного снадобья перед тем, как завести с супругом разговор о покупке шубы?
   Правда, лауреат Нобелевской премии по экономике (1974 год) Фридрих Хайек считает, что стремление людей к устранению различий в доходах ведет... к общему обнищанию населения.
   - Эволюция не может быть справедливой, - утверждает экономист. - Как она происходит? Представьте, что случилось какое-то изменение в окружающем нас мире. Например, глобальное похолодание. Одни к новым условиям приспособились лучше, а другие хуже. Тот, кто оказался более приспособленным, - выигрывает. На этом построена теория эволюции. А если мы из соображений справедливости уравниваем победителя и проигравшего, это означает остановку развития человечества. Поэтому социальная справедливость является на самом деле несправедливостью. Это не благо, а главная помеха для поддержания жизни в обществе.
  
   ПРОВЕРЬ СЕБЯ
   Стремление к справедливости заложено в генах
   Австрийский экономист Эрнст Фер вместе с коллегами из Германии и Швейцарии решил изучить, насколько жадность и доброта, зависть и справедливость свойственны нам от природы. В качестве эксперимента выбрали детей трех возрастных групп: 3 - 4 лет, 5 - 6 лет и 7 - 8 лет.

Им предлагалось три задания, в ходе которых они должны были поделить конфеты с другими детьми.
   1. Задачка на доброту
   Ребенку вручали одну конфету и спрашивали: стоит ли давать такую же сладость другому малышу? Здесь тестировалось умение творить добро без ущерба для себя, потому что вторая конфета была «ничейной».
   2. Тест на справедливость
   Карапуз также получал одну конфету, но теперь должен был решить, сколько получит второй ребенок: одну или две конфеты? Добряки отдавали вторую конфету без раздумий. А зацикленные на справедливости задавались вопросом: «Почему ему две, а мне одну?»
   3. Делиться надо?
   Здесь малышей ждало самое суровое испытание: они могли взять две конфеты себе или поделить добычу пополам. Тут надо было проявлять не только доброту и стремление к равенству, но и способность к самопожертвованию. Ведь отдавать другому приходилось свою личную конфету.

   Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
  
   РЕЗУЛЬТАТЫ
   Добряков в два раза больше, чем вредин
   Выяснилось (см. схему), что маленькие дети (3 - 4 года) - настоящие эгоисты. Конфетами с партнерами не делятся (тест № 3), а в остальных задачках принимают решение наугад: получит сосед конфету или нет - их это вообще не волновало.
   Зато в старшей группе (7 - 8 лет) картина оказалась совершенно иная. Во-первых, почти половина ребят (45%) с честью прошли испытание тестом № 3 и поделились собственной конфетой с партнером. Во-вторых, 78% малышей не стали вредничать в тесте № 1 и позволили экспериментаторам наградить другого ребенка конфетой. Но самое интересное, это реакция на задачу № 2 (тест на зависть). 80% процентов детишек не захотели, чтобы партнер получил две конфеты, в то время как им досталась только одна. Психологи считают: малыши так поступали не из зависти к «успеху» товарища. Ведь они с удовольствием делились, когда сладости можно было распределить поровну. Просто приверженность идеалам равенства и социальной справедливости срабатывает в нас, как только мы осознаем себя людьми.
  
   КСТАТИ
   Взять все и поделить!
   А как идеи равенства и справедливости распространены у взрослых? Исследователи моделировали в рамках экспериментов ситуацию социального неравенства. Группа Кристофера Дейвса из Университета Нью-Йорка изучала, каким образом участники экономической игры вмешиваются в распределение доходов друг друга. Размер стартового капитала (это были не реальные деньги, а абстрактные фишки) случайным образом распределял компьютер. Все как во время приватизации в России: кому-то достался жалкий ваучер, а кому-то судьба подарила нефтяную компанию. При этом участники игры могли вмешаться в ход приватизации: как отнять капитал у партнера (выдавая ему отрицательные фишки), так и подкинуть ему деньжат (положительные фишки). Но любое вмешательство было возможно только за счет собственных фишек. По этой логике участникам было невыгодно вмешиваться в доходы других людей.
   Но на практике игроки активно принялись раскулачивать богатых и помогать бедным. Игроки, которым повезло со стартовым капиталом, получили 71 процент отрицательных фишек. Причем 75 процентов участников эксперимента признались, что испытывали к нуворишам раздражение. А неудачникам приватизации остальные игроки подкинули 62 процента положительных фишек.
   Психологи констатировали, что людям свойственно стремление уравнять доходы в обществе. Самое любопытное, что идеи известного персонажа Булгакова «Взять все и поделить» оказались близки жителям капиталистического Нью-Йорка - именно там проводился эксперимент.