Просчитались.
Статья опубликована в журнале «Регионы России: национальные приоритеты» №8 за 2008 год.
Просчитались.
Трагедия Южной Осетии как иллюстрация американского миропорядка.
«Но, наверное, самыми пагубными были иллюзии высшего руководства страны в отношении того, что США в конечном итоге вмешаются и спасут Южный Вьетнам».
Филипп Б. Дэвидсон Генерал-лейтенант армии США «Война во Вьетнаме(1946-1975)»
При всём шуме, поднятом вокруг событий на Кавказе, очень показательно то, что в средствах массовой информации практически отсутствуют материалы, в которых бы делались попытки понять подоплеку столь экстравагантного течения событий. Театральность всего происходящего прямо-таки бросается в глаза. Сама агрессия Грузии напоминает сценическую интерпретацию хулиганского наскока «мелкого шкета» на заведомо сильного противника с перспективой выхода из-за кулисы защитников «маленького». А как режет глаз театрала топорное использование Олимпийских игр для маскировки агрессии и искажения правды о ней (вспомните начало захвата грузинскими войсками Цхинвала практически в день открытия игр или уход-приход олимпийской команды Грузии). Тут ещё и апокалиптические акты массового уничтожения ни в чём не повинных людей с видимой целью провоцирования возмездия. Как иначе оценить планомерный длительный расстрел жилых домов при отказе, в тоже время, нападавших от попытки блокирования Рокского тоннеля, что значительно бы затруднило действия неприятеля? Как оценивать заранее подготовленные Грузией и отосланные до начала конфликта в международные инстанции «отчёты» об ещё не осуществленных акциях вандализма войск России? Перечисление можно продолжать бесконечно.
Чего добивался агрессор? Неужели забыты уроки не столь давней истории? Или мы присутствуем при драме очередной проверки мира на прочность? Если это так, то на этот раз поставить мир на грань самоуничтожения пока не удалось. Хотя, возможно, этот день теперь существенно приближен.
Поясню, что имеется ввиду.
Как следствие утраты своих позиций «старыми империями» (Франция, Великобритания) после второй мировой войны Соединенные (атомные) штаты Америки получили карт-бланш на послевоенное обустройство и с энтузиазмом стали «вершить судьбы мира». Однако резвиться без поводка удалось недолго. Корея, а затем, и особенно, Вьетнам и вовсе показали границы их силы, дав урок национального унижения новоявленным суперменам. Урок не только для США, но и для всех тех, кто следует в фарватере их политики.
Сегодняшние просчёты грузинских лидеров связаны, конечно же, не с незнанием истории, а, в первую очередь, с полной внешней финансовой зависимостью. Обостряя конфликт, а значит - сигнализируя своему сюзерену о возможной потере контроля над Кавказом, Саакашвили, как прилежный ученик, автоматически отодвигает время, когда дотации из-за океана начнут сокращаться. Следует констатировать, что его надежды и расчёты были не безосновательны, и вот почему.
Прежде всего, совершенно очевидно, что последние десятилетия США обеспечили своё силовое присутствие практически во всех регионах планеты. Рассматривать эту политику США при всём внешнем сходстве как проявление миссии «мирового жандарма» трудно, поскольку они не имеют возможности осуществлять действия по подавлению стран и народов повсеместно и, тем более, одновременно. На данный момент, осуществление постоянного активного военного присутствия всего в двух странах Азии настолько напрягает возможности американской армии и терпение американского народа, что чревато проигрышем правящей партией на президентских выборах.
Что ставят в вину Бушу? Не то, что он осуществил ряд военных акций, а то, что в некоторых он увяз! Опыт Вьетнама не забыт. Основной вывод из этого опыта – операции должны быть молниеносны, победоносны и необратимы. Причины их не должны основываться на каких-то внешних по отношению к США коллизиях. Нужно быть здоровым циником и понимать, что, только эффективно объединив свои потенциалы (что не произойдёт никогда), все страны мира могут достигнуть паритета в возможном прямом силовом общении с американскими войсками. Но, со времён Вьетнама, прямо с ними драться никто и не собирается. Любая затяжная война - это катастрофа для США. Как известно, протесты против войны прямо пропорциональны жертвам. Быстро победить Россию в ближайшие четверть века не удастся. Так зачем же это непрерывное нагнетание напряженности?
Военные акции США имеют смысл только при наличии внутренних угроз для стабильности. Уникальная ситуация, которой четверть века назад добились американцы, фактически подчинив себе финансы всего мира, позволяет осуществлять политику процветания своего народа за счет всех других. При этом важно подчеркнуть, что это положение возникло и поддерживается на основании «добровольного» подчинения угнетаемых. Если играть по правилам США и на благо США, то можно и местной элите крохи от их пирога урвать. Естественно, что любая угроза глобальному диктату США должна безжалостно подавляться так, чтобы не вызвать сомнений в незыблемости этого диктата.
Постоянно текущий внешний конфликт с присутствием собственных войск (а значит и с потерями) неизбежно приводит к росту внутренней напряженности. Раздувание патриотизма даёт лишь временный эффект. Умирать в мирное время даже за большую зарплату пожелают лишь единицы экстремалов. Вот и приходится действовать по такому циклу: долгая дипломатическая возня - проявился – ударил – скрылся – долгая дипломатическая возня.
При подобной тактике можно мгновенно поправить пошатнувшуюся внутреннюю стабильность, консолидировав социум на отражение внешней угрозы и использовав полученный потенциал для внутреннего укрепления. Естественно, что подобная практика требует взращивания как можно более широкого спектра и числа предконфликтных ситуаций в других странах или между другими странами. Правда, это порождает ряд проблем.
Например, проблема в том, что можно просчитаться и получить ответ от гораздо более слабого противника, неадекватный ожидаемому для США. Поэтому желательно распыление ответственности – как основа ослабления вероятности объединения усилий многих своих противников. Распыляя ответственность через НАТО, США практически провоцируют противника на удар по своим союзникам в силу их меньшей готовности к отражению удара и отодвигают удар от себя. Если союзники этого не понимают – это их беда.
Или вот, проблема собственной инициативы союзников. Поскольку главная задача союзников – принимать на себя удар, предназначенный для сюзерена, то их собственная инициативность чревата втягиванием самих США в нежелательный конфликт. В этом случае осуществляется приём псевдо правового разрешения возникшего недоразумения при посредничестве США. Примерно так же решается вопрос и в случае возникновения конфликта между союзниками.
Стратегическая основа подобных тактических построений – тотальный внешний и внутренний контроль. Противостоять подобной стратегии можно с помощь ряда известных контрстратегий, например:
- стратегия стимулирования внутреннего перенапряжения;
- стратегия стимулирования дистанцирования союзников;
- стратегия стимулирования внешнего перенапряжения;
- стратегия стимулирования перенапряжения системы контроля, что многие страны и делают.
В любом случае, в силу ограниченности ресурсов вообще, и контролируемых США ресурсов в частности, в перспективе у них имеется только два варианта, позволяющие сохранить абсолютное доминирование на планете, в случаях, если мир откажется подчиняться (и оба людоедские):
- осуществить глобальную мировую бойню, после которой существует вероятность сохранения доминирования в силу неизбежного сохранения самого крупного в мире остаточного функционального и ресурсного потенциала (десятью танками сто остановить можно, а одним десять нет);
- отказаться платить по долгам в 60 трлн. долларов, что приведет к разорению всего мира (дефолт в этом случае ударит не вовнутрь США, а вовне, разорив всех заимодавцев, так как нет реальных рычагов взыскать долг).
Все остальные варианты, ведущие к ограничению (уже озвученные желания и призывы союзников) или ликвидации (желания противников) доминирования, руководство США до последнего времени безоговорочно отвергало.
Для того, чтобы в мире не сомневались в том, что США полны решимости реализовать один из указанных катастрофических сценариев, необходимо осуществлять такие PR ходы (и не только PR!), которые заставили бы окружающих поверить в «параноидальность либеральной империи». Например, истерия правителей, непоследовательность решений, отказ от соблюдения международного права, ущемление прав неграждан и граждан, стимулирование активности иностранных правителей – авантюристов и т.д. и т.п. Интересно, что это в свою очередь действительно должно порождать (и порождает как нигде) массовое умножение числа истериков, неуравновешенных, садистов, сумасшедших и прочих душевнобольных в самих США и у их союзников, а значит и повышает опасность неадекватного реагирования на вызовы времени целых сообществ.
Отдельные страны, тем не менее, могут уйти от диктата и добиться определённых выгод от доминирования США. Основа в различных вариантах и направлениях такого ухода одна – создание условий, при которых нападение мирового (пока ещё) псевдо сумасшедшего чревато полной или частичной утратой им доминирования. Однако, каждый провал США неизбежно будет множить комплексы и приближать апокалипсис. Если только кто-то не рассчитывает именно на это.
Показательны, в этом плане, действия руководства Грузии по постановке почти как в учебниках по тактике мнимого бегства грузинских войск от Гори в сторону Тбилиси, демонстрировавших полную дезорганизацию и падение боевого духа (прямо-таки по Георгию Саакадзе), но так и не вступивших в боевое соприкосновение с российскими частями.
Сегодня очевидно, что Саакашвили требовались доказательства агрессии России против Грузии, которые позволили бы рассчитывать на непосредственное втягивание США в конфликт. Он просчитался и в первом и во втором.
Комментарии