Шепилов

Буквально на днях была семидесятая годовщина освобождения Вены, ставшая значимой победой в борьбе с фашизмом. Был среи них один нтересный герой.

Сталинская система ковала необыкновенных людей, способных отказаться от власти и привилегий ради защиты своей родины. Одним из таких был Шепилов.

Дмитрий Трофимович Шепилов  был интереснейшей личностью.

В 1926 окончил юридический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и аграрный факультет Института красной профессуры.

С 1926 года — в органах юстиции, в 1926—1928 годах работал прокурором в Якутии. С 1929 года — на научной работе. В 1933—1935 годах работал в политотделе одного из сибирских совхозов. После публикации ряда заметных статей был приглашён в Институт экономики Академии наук СССР.

С 1935 года — в аппарате ЦК ВКП(б) (Отдел науки). Как сообщает Леонид Млечин, на одном из совещаний по вопросам науки Шепилов «позволил себе возразить Сталину». Сталин предложил ему пойти на попятную, однако Шепилов стоял на своём, в результате чего был изгнан из ЦК и семь месяцев просидел без работы.

С 1938 года — учёный секретарь Института экономики АН СССР.

В 1941 году ушел на фронт рядовым(!) в составе московского ополчения, хотя имел бронь. Войну закончил генерал-майором. На мой взгляд, невероятная судьба и карьера.

С 1941 по 1946 год — в Советской Армии. Прошёл путь от рядового до генерал-майора, начальника Политотдела 4-й Гвардейской армии


Шепилов - один из авторов книги "От Сталинграда до Вены: боевой путь Н-ской Гвардейской Армии". Уникальной книги, созданной и отпечатанной в годы Великой отечественной войны. От первых дней формирования 4-й Гвардейской Армии до Победы в Великой Отечественной войне - читая которую невольно проникаешься духом того времени, войны, фронта.

 

Вот как описывает этот период сам Шепилов в своих воспоминаниях:

"Шел 1943 год. Наша 4-я Гвардейская армия, в которой я был тогда начальником политотдела, победоносно завершила бои под Сталинградом. Фельдмаршал Паулюс и его армия были пленены. Мы были выведены в район Воронежа на пополнение.

В августе 1943 года командование германской армии предприняло мощное наступление против Воронежского и Степного фронтов, пытаясь взять реванш за падение Курска, Орла и Белгорода и удержать Харьков.

В Ахтырскую и Колонтаевскую группировки противника входили, в числе других, 7-я и 11-я танковые дивизии, 10-я мотодивизия, самые разбойничьи дивизии СС «Великая Германия», «Мертвая голова» и многие другие соединения.

В боевой арсенал врага только что были введены новые мощные танки «Тигр» и самоходные орудия «Фердинанд», на которые верховное командование Германии возлагало большие надежды.

15 августа немцы перешли в наступление из районов Ахтырки и Колонтаева. Завязались тяжелые кровопролитные бои, в которых противник фланговым маневром потеснил находившиеся здесь части Красной Армии и вынудил их к отступлению на восток.

По приказу Верховного главнокомандования 4-я Гвардейская армия, пополнившаяся людьми и новой техникой, форсированно была переброшена в район восточнее Ахтырки на стыке Воронежского и Степного фронтов и вошла в состав Воронежского фронта. Предстояло вести тяжелый встречный бой против наступающих танковых соединений врага, подкрепленных авиацией.

Гитлеровцы зверствовали. Они сжигали дотла деревни, расстреливали сотнями мирных жителей, испепеляли хлеб в копнах, уничтожали скот.

Штаб армии расположился в небольшой, почти целиком сожженной деревушке. Артиллерийская канонада не смолкала. Воздух был пропитан гарью. Было жарко, а высоко в бирюзовом небе, как ни в чем не бывало, заливались жаворонки.

Утром в штаб прибыли командующий Воронежским фронтом генерал армии Н. Ватутин и член военного совета Н. Хрущев. Командарм доложил обстановку, состояние армии и план проведения операции. Член военного совета нашей армии отсутствовал. Я только что вернулся в штаб из ночного объезда некоторых дивизий. С вечера мы составляли обращение военного совета армии к войскам. Затем (ночью) в дивизиях и полках мы готовили меры по политическому обеспечению боя.

Я доложил Н. Ватутину и Н. Хрущеву о политико-моральном состоянии личного состава и проведенной подготовке к встречному бою. Ватутин очень лаконично дал указание по плану боевой операции. Хрущев же долго и подробно разъяснял мне и командующему самые прописные истины: что солдата нужно хорошо кормить и не допускать перебоев в питании, следить за тем, чтобы выдавалась положенная личному составу водка и махорка, чтобы в боевые паузы организовывалось, мытье солдат в банях и санитарных палатках, чтобы белье пропускалось через вошебойки и т.д. Все эти вопросы мы хорошо знали, постоянно держали их в поле зрения. Но нам понравилось, что член военного совета фронта вникает во все мелочи нашей армейской жизни.

В кровопролитных боях на Левобережной Украине противник был разгромлен. Мы успешно форсировали Днепр. В Корсунь-Шевченковской операции устроили немцам второй «Сталинградский котел», великолепно осуществили Уманьско-Христиновскую операцию, форсировали реки Южный Буг и Днестр и вышли на Государственную границу СССР. Дальше началась блестящая Ясско-Кишиневская операция, а затем наша прославленная 4-я Гвардейская армия, в которой я стал первым членом военного совета, вела успешные освободительные бои в Румынии, Югославии, Венгрии, Австрии, завершив их взятием Вены."

"Прошло пять лет. Отгремела война. После взятия Вены мне присвоено было звание гвардии генерал-майора. На кителе укрепилось около двух десятков орденских ленточек, отражавших тяжелый путь, пройденный за годы войны: два боевых ордена Красного Знамени, полководческие ордена Кутузова I степени, Богдана Хмельницкого I степени, Суворова II степени, ордена Отечественной войны I степени, Красной Звезды, боевые медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», американский, венгерский ордена и много других боевых наград."

Награждение. Фото 1945 года. 3-я годовщина 132-го ОПС.

На фото слева направо: Полковник Давыдов – командир полка,
Бодров Алексей Алексеевич – офицер отдела связи армии
Подполковник Сухих Г.Г. – нач.войск связи армии
Генерал-майор Шепилов Дмитрий Трофимович – член военного совета Армии

 

Напомню боевую историю части.

4-я ГВАРДЕЙСКАЯ АРМИЯ  
создана 5 мая 1943 г. на основании директи­вы Ставки ВГК от 16 апреля 1943 г. пу­тем преобразования 24-й армии в соста­ве Степного военного округа.  
В состав ой Гаврдейской армии были включены 20-й и 21-й гвардейские стрелковые и 3-й гвардейский танковый корпуса.
 
3 июля армия выведена в резерв Ставки ВГК, 18 июля включена в состав Степного фронта, а 23 июля вновь вы­ведена в резерв Ставки ВГК.С 
13 августа 1943 г. армия вошла в со­став Воронежского фронта и участво­вала в Белгородско-Харьковской стра­тегической наступательной операции (3-23 августа). Развивая наступление, ее войска вышли к Днепру и форсиро­вали его.
 
2 сентября 1943 года армия была переподчине­на Степному фронту (с 16 октября — 2-му Украинскому фронту). 
В ноябре — декаб­ре она вела бои по расширению плацдар­ма на криворожском направлении.
 
В январе 1944 г. 4-я гвардейская ар­мия участвовала в Кировоградской наступательной операции (5-16 января), а с 24 января по 17 февраля действовала на направлении главного удара фронта в Корсунь-Шевченковской операции
К 3 февраля войска армии во взаимодей­ствии с другими армиями 2-го и 1-го Ук­раинских фронтов создали внутренний фронт окружения, а к 18 февраля завер­шили разгром корсунь-шевченковской группировки противника.
 
В марте — апреле 1944 г. войска ар­мии участвовали в Уманско-Ботошанской операции (5 марта — 17 апреля), в ходе которой ее соединения форсиро­вали Днестр и вышли с севера на под­ступы к Кишиневу
В августе армия уча­ствовала в Ясско-Кишиневской страте­гической наступательной операции (20-29 августа).
5 сентября 1944 г. армия была выве­дена в резерв Ставки ВГК, а 
3 ноября передана в состав 3-го Украинского фрон­та. 
Ее войска принимали участие в Будапештской стратегической наступатель­ной операции (29 октября 1944 г. — 13 февраля 1945 г.), Балатонской фрон­товой оборонительной (6-15 марта 1945 г.) и Венской стратегической насту­пательной операциях (16 марта -15 ап­реля 1945 г.)
 


Командование 4-й Гвардейской армией 

Командующие армией: 

генерал-лей­тенант Кулик Г. И.

(апрель — сентябрь 1943 г.); 
генерал-лейтенант Зыгин А. И. (сентябрь 1943 г.); 
генерал-лейтенант Галанин И. В. (сентябрь 1943 г. — январь 1944 г., февраль — ноябрь 1944 г.); 
гене­рал-майор Рыжов А. И. (январь — фев­раль 1944 г.); 
генерал-лейтенант Смирнов И. К. (февраль 1944 г.); 
генерал ар­мии Захаров Г. Ф. (ноябрь 1944 г. — март 1945 г.); 
генерал-лейтенант Захватаев Н. Д. (март 1945 г. — до конца войны).
 

Члены Военного совета армии: 

пол­ковник, с августа 1943 г. — генерал-май­ор Гаврилов И. А. (апрель 1943 г. — август 1944 г.); 
полковник Шепилов Д.Т. (ав­густ 1944 г. — до конца войны).
 
полковой комиссар Стахурский М. М. (13 сентября 1942 — январь 1943 г.) 
генерал-майор Семенов В. Н. (25 апреля 1943 г. — до конца войны) 

Начальники штаба армии: 
генерал-майор Верхолович П. М. (апрель 1943 г. — март 1944 г.); генерал-майор, с апреля 1945 г. — генерал-лейтенант Деревянко К, Н. (март 1944 г. — до конца войны)

Мемориал увековечил память советских солдат и офицеров,павших в 1945 году в боях за Вену, стал символом вечной благодарности погибшим и выжившим в тяжелых боях - для всех, кто освобождал от фашизма Австрию. 
Посмотрите на мемориал. Сразу видно, что этот памятник-символ установлен "по свежим следам", на глазах участников событий. Авторами его были фронтовики, которые на собственном опыте испили всю чашу тяжелой Победы.  Это видно в каждой детали: смотрите, как собраны, в любую минуту готовы к опасному бою советские солдаты, готовые прикрыть друг друга собою...

Фигуры солдат - фрагменты боя - установлены на концах колоннады: 

 

 

Солдаты напряжены, словно слиты с землей - не нее на одну их опора... Лица солдат, скорее всего, являются портретами однополчан, реальных героев этой страшной войны. Модель скульпторам не пришлось далеко искать... Каждый воин героически стоял на защите мира от "коричневой чумы", не щадя собственной жизни... 

 


В фигуре воина, венчающего обелиск мемориала - Радость Победы, уверенность борца за правое дело, могучая сила победителя, одолевшего страшного зверя, просветленное лицо героя, спасшего народы от физического истребления... 
Благодарное местное население, пережившее ужасы войны, ласково называло его -  "Алеша".  Теперь, спустя годы, новое поколение называет мемориал "памятник русским"... 

 

 

Что же написано на памятнике, какие тексты разработал Д.Т. Шепилов, вернее, какие надписи были утверждены высшим руководством... 
что написано ниже гвардейского знака и знамён: 

 

"Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы народов и мира между народами" - это из речи Главнокомандующего Иосифа Сталина, произнесенной 9 мая 1945 года. 
На другой тыльной стороне пьедестала высечены строки С. В. Михалкова (автор текста советского и российского Гимнов). Он находился в командировке в Вене в качестве 
корреспондента "Сталинского сокола" (газета ВВС):
 

Гвардейцы! Вы честно служили Отчизне 
От стен Сталинграда вы к Вене пришли, 
Для счастья народа Вы отдали жизни 
Вдали от родимой советской земли. 
Слава, Вам - храбрые Русские воины! 
Ваше бессмертье над Вами встает. 
Доблестно павшие, Спите спокойно 
Вас никогда не забудет народ! 

    

  

 

Дмитрий Шепилов и Георгий Жуков

Шепилов и Косыгин

Совет ветеранов 4-й Гвардейской Армии.

Совет Ветеранов 4-й Гвардейской армии.

В центре - Шепилов Дмитрий Трофимович.

 

 

Но вошел он в историю под этим, решив поддержать сталинистов в борьбе с предателем Хрущевым

Так его и помнят до сих пор.