19 февраля 2015 года руководители МИД России и Южной Осетии Сергей Лавров и Давид Санакоев подписали в Москве договор о государственной границе [1], который ожидаемо вызвал негативную реакцию в Тбилиси. Глава МИД Грузии Тамара Беручашвили в ходе визита в США заявила о прекращении диалога с Россией по торговым вопросам. К слову, впоследствии МИД Грузии попытался дезавуировать скандальное высказывание своего министра [2].
Напомним, что несколько ранее российско-абхазский договор «О союзничестве и интеграции», подразумевающий углубление социально-экономического и военного сотрудничества между Москвой и Сухуми, также вызвал бурное негодование в Тбилиси. Характеризуя данный договор, Президент Грузии Георгий Маргвелашвили заявил, что соглашение России с де-факто властями Абхазии является абсурдным и нелогичным шагом. Президент Грузии подчеркнул, что «реальность и будущее как Абхазии, так и Осетии возможны только в границах единой Грузии» [3]. Схожее заявление прозвучало и из уст премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили: «Грузия никогда не откажется от принципа своей территориальной целостности и суверенитета и не собирается идти на компромиссы по этому вопросу» [4].
Эмоции грузинских руководителей вполне понятны. Однако такая реакция грузинского руководства может в конечном итоге привести к губительному ущербу для экономики, который может последовать вслед за ухудшением российско-грузинских отношений. Украинский кризис отчетливо свидетельствует о том, что даже скоординированное давление ряда могущественных государств Европы и Северной Америки не способно вынудить Россию изменить свою позицию в отношении Крыма. В этих условиях попытки грузинского руководства принудить Россию изменить стратегический курс в отношении Абхазии и Южной Осетии обречены на провал.
При этом, жесткая позиция Грузии относительно сложившейся ситуации с независимыми республиками, признанными Россией в качестве суверенных государств, уже наносит ощутимый урон грузинской экономике.
Напротив, хозяйственное взаимодействие с Россией, а также использование грузинской стороной российской транспортной инфраструктуры способно принести существенные преимущества экономике Грузии. Следует напомнить и о туристической и инвестиционной привлекательности закавказской республики для россиян.
Многочисленные совместные проекты могли бы начать реализовываться уже в ближайшее время при условии более сбалансированного и рационального подхода Тбилиси в отношении северного соседа.
В этих условиях с позиции руководства Грузии было бы гораздо более разумным продолжать наметившееся после ухода с поста президента М.Саакашвили российско-грузинское сближение. Тем более, что российская сторона полностью готова к тесному и взаимовыгодному диалогу. В качестве примера успешного взаимодействия Москвы и Тбилиси после 2008 года можно упомянуть о согласии Москвы на возвращении грузинской продукции на российский рынок. Этот пример свидетельствует о хороших перспективах и взаимной выгоде российско-грузинского сближения. Безусловно, грузинские политики могут набирать политические очки популистскими заявлениями о возвращении Абхазии и Южной Осетии и о «принципиальной» позиции в отношении Москвы. Тем не менее, очевидна как нереализуемость подобных обещаний, так и пагубность продолжения конфликта.
Стратегически правильным и единственно верным выходом из патовой ситуации является налаживание диалога со всеми без исключения сторонами, включая руководство Абхазии и Южной Осетии, как с равноправными независимыми партнерами. Данный диалог способствовал бы решению конкретных проблем сотен тысяч людей, включая проблемы беженцев, потерявших кров и имущество, совместной борьбе с организованной преступностью, контрабандой. Признание Южной Осетии и Абхазии в качестве самостоятельных государственных образований со стороны Грузии способствовало бы не только разряжению напряженной обстановки и открытию новых масштабных экономических проектов взаимовыгодного сотрудничества (выгодных, прежде всего, грузинской экономике), но и создало бы новый формат для диалога между Тбилиси, Сухуми и Цхинвали. Через географически неизбежную экономическую интеграцию Грузии с новыми независимыми республиками Тбилиси в перспективе вполне мог бы рассчитывать на формирование прочного конфедеративного союза, объединяющего грузин, абхазов и осетин.
Увы, пока что вместо этого грузинское руководство выбирает конфронтационную стратегию, заводящую страну в тот же тупик, что и воинственная политика М.Саакашвили.
[1] http://newsland.com/news/detail/id/1502114/
[2] http://newsland.com/news/detail/id/1492570/
[3] http://www.vestikavkaza.ru/news/Margvelashvili-soglashenie-RF-i-Abkhazii-—-absurd.html
[4] http://analitikaua.net/2014/irakliy-garibashvili-gruziya-ne-poydet-na-kompromissyi-v-voprose-territorialnoy-tselostnosti/
Комментарии
Для этого не в США надо ехать. А если поехала в США, то с теми заявлениями, которые им нужны.
Грузин подарил вам СССР и где же вы были со своей грузинским принципом?
Хватит петь от имени Грузин!
Настоящие Грузины считают своей Родиной СССР, а не породию на Грузию в виде Берлинского Рейхстага.
Взорвали памятник своим землякам и после этого вы в праве петь про Грузию?
Вхождение в Евразийский Союз облегчит вашу боль, а так доскочитесь, как Украина на Донбассе.
Не нравится?
Да, быть Представителем ПОКОЛЕНИЯ ПРЕДАТЕЛЕЙ, более почетнее.
Позор!
Президент (самозванец) СССР
---------------
Ну и?...КТО от этого больше потеряет? Не будет у нас грузинского коньяка и вин? Или мандарины пропадут? )))))) не самая большая потеря.
хотя есть подозрение что на наш рынок они поставляют разведенную из порошка бурду