Юбилейные новости крушения под Смоленском: о чём болтали под пиво в кабине самолёта Качиньского
Прошло 5 лет с момента крушения 10 апреля 2010 года польского самолёта Ту-154М под Смоленском. Несмотря на столь заметный срок и на то, что все отчёты (в том числе и международных комиссий) давно уже представлены широкой общественности, разговоры о том, что в авиакатастрофе виновата таки Россия, не прекращаются. Сейчас мы можем наблюдать новый, так сказать, юбилейный виток сплетен на эту тему. Впрочем, свежие данные действительно появились: польские эксперты расшифровали новые фрагменты записей из кабины пилотов разбившегося Ту-154М, предоставленные российской стороной, из которых следует, что в момент трагедии главком польских военно-воздушных сил оказал давление на экипаж, а его члены неоднократно пытались успокоить начальство и просили его покинуть кабину. Причём из деталей разговора можно сделать вывод, что находившиеся в кабине или непосредственно возле неё посторонние люди употребляли алкоголь.
Напомним: 5 лет назад в авиакатастрофе, которую потерпел под Смоленском самолёт Ту-154М президента Польши Леха Качиньского, погибли 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа, летевших на траурные мероприятия в Катыни. Самолёт потерпел крушение 10 апреля 2010 года в 10.41 (мск) в процессе выполнения захода на взлётно-посадочную полосу 26 аэродрома Смоленск «Северный» и снижения ниже установленной минимальной безопасной высоты (100 метров) в метеоусловиях хуже установленного минимума аэродрома, воздушного судна и командира. Непосредственной причиной этого по итогам расследования названы системные причины — недостатки в обеспечении полёта и подготовке экипажа.
Новые данные
Польские эксперты расшифровали новые фрагменты записей из кабины пилотов разбившегося Ту-154М. Из них следует, что в момент трагедии главком польских военно-воздушных сил оказал давление на экипаж. Как сообщила во вторник польская радиостанция RMF FM, новые данные расшифровки «чёрных ящиков» полностью подтверждают, что в кабине пилотов до момента авиакатастрофы находился главнокомандующий ВВС генерал Анджей Бласик, который, предположительно, отдавал экипажу некорректные указания.
Из расшифровки видно, что Бласик произнёс слова «Это факт, мы должны это сделать, до конца». Позднее, на высоте 300 метров над землёй, он сказал: «Поместишься. Смело».
При этом за 15 минут до крушения пилот предлагал уйти на запасной аэродром «Минск или Витебск» и, обращаясь к третьему лицу, говорил: «Вернёмся». Кроме того, микрофоны на борту президентского самолёта зафиксировали диалоги о пиве. Как отметила радиостанция, польское расследование причин авиакатастрофы под Смоленском «ждёт настоящий шок».
Главная военная прокуратура Польши подтверждает существование новых фрагментов расшифрованных записей, однако отмечая при этом, что в появившихся в СМИ расшифровках «много неточностей», сообщает РИА «Новости».
В частности, как сказал прокурор Главной военной прокуратуры Польши Марчин Максян: «Эксперты использовали самую современную технологию при прочтении записей Ту-154. Мы не можем в данный момент опубликовать стенограмму, подготовленную специалистами. В некоторых фрагментах мы попросили экспертов дополнить стенограмму». При этом представитель главной военной прокуратуры Польши подчеркнул, что «в опубликованных в прессе материалах содержится много неточностей». Так, «токсикологические экспертизы исключили, что кто-либо из экипажа, как и другие лица, которых касаются сегодняшние сообщения, находились в момент катастрофы под влиянием алкоголя».
Тем временем родственники погибших требуют создания международной комиссии по расследованию причин катастрофы. На пресс-конференции в Сейме Польши в среду присутствовали представители семей погибших в авиакатастрофе. Как они полагают, только международная комиссия из независимых экспертов сможет установить, что же случилось под Смоленском.
Каждая расшифровка «чёрных ящиков», отмечают они, отличается от предыдущей длительностью и содержанием.
В свою очередь, вдова Бласика назвала последние утечки расшифровок «чёрных ящиков» в польскую прессу «тотальной компрометацией государства и польской прокуратуры». Бласик заявила, что её покойный супруг «не мог вмешиваться в работу пилотов во время полёта, это просто невозможно — он мог говорить в салоне, но не в кабине пилотов».
Об ответственности российских диспетчеров
Российские диспетчеры не несут даже минимальной ответственности за крушение самолёта Качиньского, заявил в четверг официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
«Что касается недавних заявлений польской прокуратуры о предъявлении обвинений российским диспетчерам, хочу ещё раз повторить: у российского следствия нет никаких оснований говорить даже о минимальной ответственности группы управления полётов за авиакатастрофу. Они действовали в полном соответствии с инструкциями и международными правилами гражданской авиации», — цитирует Маркина РИАН.
Представитель СК также отметил, что командиры иностранных воздушных судов, выполняющих полёты в Россию, принимают самостоятельное решение о возможности взлёта с аэродрома и посадки на аэродроме назначения с возложением на себя полной ответственности за принятое решение.
О том, что же задерживает расследование
Российские следователи одной из причин незавершённого дела о катастрофе называют оставляемые без ответа польскими коллегами запросы российской стороны, сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
«На настоящий момент остаются невыполненные польскими коллегами запросы российской стороны, что является одной из причин, по которым не может быть вынесено окончательное процессуальное решение по данному делу», — отметил он.
В ответ на это в Варшаве заявили, что Польша выполнила большинство запросов российской стороны об оказании правовой помощи по делу о крушении самолёта президента Польши Леха Качиньского.
На официальном сайте польской прокуратуры размещена информация о том, что при расследовании причин и обстоятельств крушения президентского лайнера Польша обращалась за помощью к РФ 26 раз, а Россия к Польше 30 раз. В частности, Польша ждёт выполнения одного из первых запросов о возвращении обломков самолёта и бортовых самописцев, а также информацию о правовых нормах, действующих на аэродроме Смоленск-Северный.
Что касается обломков, то Следственный комитет России опроверг заявления, предъявляемые и ранее, польской стороны, что на передачу обломков самолёта президента Польши Леха Качиньского может влиять политика.
«Хотел бы вновь подчеркнуть абсолютную несостоятельность заявлений отдельных польских лиц о политизировании вопроса передачи обломков разбившегося самолёта. Никакой политики в этом нет и быть не может», — заявил журналистам Маркин.
Как он пояснил, в любой стране мира до тех пор, пока ведётся следствие по делу, вещественные доказательства находятся в ведении уполномоченного по расследованию органа, что является абсолютно стандартной мировой практикой. «Фрагменты разбившегося самолёта являются вещественным доказательством по уголовному делу, поэтому вопрос об их передаче будет рассмотрен только после окончания расследования и принятия процессуального решения», — сказал Маркин.
По его словам, на данный момент основная работа по уголовному делу выполнена, материалы уголовного дела составляют более 400 томов. По делу допрошено более 500 свидетелей, осмотрено более 1500 различных объектов и документов, проведено более 1500 экспертных исследований, в производстве находится восемь экспертиз.
Комментарии