Мировые центробанки отворачиваются от доллара

  Золотовалютные резервы развивающихся стран сокращаются

Мировые центробанки отворачиваются от доллара. Суммарный объем мировых золотовалютных резервов начал сокращаться. Такая тенденция повлечет за собой сокращение спроса на долговые обязательства США и ЕС. Под ударом окажутся экономики развитых западных стран. Но доллар все же остается доминирующей валютой.

Интерес мировых центробанков к доллару, который наблюдался на протяжении последних десяти лет, исчерпал себя. Суммарный объем мировых золотовалютных резервов сократился в марте на $400 млрд — до $11,6 трлн против рекордных $12,03 трлн, зафиксированных на конец августа 2014 года, подсчитал Bloomberg. Центробанки развивающихся стран начали накапливать валютные резервы после азиатского финансового кризиса в конце 90-х годов прошлого века с целью защиты внутренних рынков в периоды ограниченного доступа к иностранному капиталу.

Главными держателями валютных резервов являются Китай, Япония, Саудовская Аравия, Швейцария, Бразилия и Россия. Китай, обладающий самыми большими в мире валютными резервами, сократил свои запасы до $3,8 трлн в декабре, после того как в июне они достигли рекордного значения $4 трлн. Международные резервы России упали на 27% — до $360,2 млрд в марте против $493,3 млрд годом ранее. Саудовская Аравия в условиях стремительного снижения цен на нефть потратила $10 млрд из резервов с августа прошлого года, сократив их до $721 млрд. Запасы Бразилии понизились до $371 млрд.

Причиной отказа мировых ЦБ от вложений в иностранную валюту считается стремление развивающихся стран компенсировать отток капитала и поддержать национальные валюты.

«На сокращение валютных резервов оказало влияние прежде всего подорожание доллара к евро и другим мировым валютам. Поэтому частично резервы сокращаются за счет переоценки их объемов», — считает главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик.

Другим важным фактором стала внутренняя политика центробанков по поддержке национальных валют. Для стабилизации их курса регуляторы были вынуждены использовать накопленные валютные резервы.

«Снижение говорит о том, что возможность развивающихся экономик накапливать резервы за счет либо торгового сальдо, либо притока капитала сократилась. Если раньше развивающиеся рынки накапливали резервы с целью поддержать внутренние рынки и интерес инвесторов, то теперь у них либо нет возможности, либо нет такой задачи», — соглашается главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

При более низких валютных резервах возможности стабилизации обменного курса у центробанков сокращаются, и они вынуждены переходить к политике более гибкого обменного курса, что, в свою очередь, повлечет за собой усиление волатильности на валютном рынке, предупреждает Лисоволик.

При этом введение антироссийских санкций резко изменило контекст.

«ЦБ выгоднее позволить рублю ослабевать и поддерживать конкурентоспособность экономики через падающий курс, нежели рассчитывать на то, что благодаря большим резервам будут привлечены инвестиционные капиталы», — отмечает Орлова.

На решение сократить объем валютных резервов повлияла и неопределенность вокруг монетарной политики США. В первую очередь эти факторы повлияют на подверженные волатильности экономики развивающихся стран. В дальнейшем это может повлечь за собой сокращение спроса на американские и европейские долговые обязательства. А это окажет негативное влияние на рост западных экономик.

О сокращении объемов валютных резервов в развивающихся странах ранее сообщал и Международный валютный фонд (МВФ). По данным банка, в 2014 году показатель упал на $114,5 млрд, до $7,74 трлн.

Валютные запасы сократились впервые с 1995 года, когда МВФ начал наблюдение за объемами. При этом на конец второго квартала 2014 года резервы достигли исторического максимума — $8,06 трлн.