Гибель БАТМ «Дальний Восток»

На модерации Отложенный

Вашему вниманию представляю статьи Леонида Серафимовича Татарина, нашего давнего друга, много лет командовавшего БАТМ "Маршал Крылов"

КРЕН.

   «Углом паники» называется наклонение, при котором пассажиры проявляют сильное беспокойство и даже стремление «спастись» с судна. «Угол паники» – 12 градусов.   (Морской сайт)

   На флоте говорят – крен паники. Причём, паника не возникает, если при качке во время шторма крен достигает даже двадцати и больше градусов, но ритмично повторяется на оба борта, когда среднее положение – 00. Если же судно «завалилось» на один борт на 11 и больше градусов и долго не выпрямляется – у экипажа и пассажиров непроизвольно начинается паника.

   После гибели людей в крупных авариях все СМИ в России чётко демонстрируют, что у бюрократов всех рангов начинается паника.  

   Погиб большой автономный траулер-завод «Дальний Восток».

   На всех каналах ТВ начинают озвучивать мнения разных специалистов:

   «…нарушение балансировки во время подъёма трала…»

   «…неправильное распределение на палубе выбранного трала…»

   «…ошибка экипажа или столкновение с плавающим предметом, возможно, льдиной…»

   «…на борту мало топлива, незаполненные танки междудонного пространства, сочетание крена на повороте и волны, поднятый на палубу улов 80 тонн…»

   Но никто не решается сказать правду – в нашей стране полностью разрушена система образования, обучения морских специалистов, система контроля. Процветает коррупция – на судне, которое может иметь на борту не более 98 человек, вдруг оказалось 132 человека.

   Все спрашивают: «Кто виноват?»

   Мне пришлось принимать на судостроительном заводе в Николаеве в 1982 году БАТМ «Маршал Крылов».

12 лет работал капитаном на этом траулере-заводе в районах промысла в Атлантическом и Тихом океанах. БАТМ – прекрасные суда, если на них работают грамотные моряки. Но капитаны лично обязаны каждый день проверять расчёт остойчивости, который производит второй помощник и не допускать никаких отклонений. Лично делать обход судна. Моряки знают, что каждый параграф Устава написан человеческой кровью.

   РОССИЯ – огромный корабль, попавший в жестокий шторм. Крен на правый борт явно превышает крен паники в 11 градусов. Грамотные люди, особенно капитаны, строители кораблей, понимают, что для того, чтобы поставить корабль на ровный киль и не допустить паники, опрокидывания, которое происходило в 1917-1920 и в 1991-93 годах, надо срочно улучшать остойчивость, т.е. правильно перераспределить груз.

   Если на правом борту оказались такие, как Прохоров, Дерипаска, Вексельберг, Абрамович, Березовский, Смоленский и прочие олигархи с «грузом», составляющим более 90% всех богатств России – и все они на верхних палубах, а основное население страны на левом борту и в трюмах со своими жалкими пожитками, то не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понимать, что имеется реальная угроза опрокидывания корабля.

   Явным признаком паники на нашем общем корабле РОССИЯ является массовое бегство «деловых людей» в другие страны, отток капиталов. В соответствии с теорией корабля: когда снимают груз с верхних палуб, остойчивость должна улучшаться, но в случае с нашей РОССИЕЙ всё получается наоборот – остойчивость быстро и резко ухудшается. Дело в том: что у РОССИИ выкачивают самый ценный груз из «трюмов», обеспечивающий, гарантирующий её устойчивость и безопасность – нефть, золото и всё остальное, о котором так красиво говорят на разных каналах ТВ каждый день в рекламе: «Газпром» – национальное достояние России». А миллиарды продолжают вкладываться в ценные бумаги США, Германии, сомнительной ценности под 2% годовых…

   Трагедия в Охотском море – гибель БАТМ «Дальний Восток».

   Гибель людей на теплоходе «Булгария» на Куйбышевском водохранилище.

   Гибель прогулочного катера «Ласточка», зарегистрированного на Чукотке, и семи человек в Москве.

   Гибель хоккеистов «Локомотив» под Ярославлем …

   Гибель людей на опрокинувшейся в Охотском море буровой платформе «Кольская» …

   Бесконечная череда сообщений о гибели людей на воде, на дорогах России, в пожарах, от рук террористов. Многосуточные мучения тысяч пассажиров в аэропортах из-за того, что «эффективные менеджеры» элементарно воруют деньги – суровые факты, которые чётко указывают, что наша страна находится в критическом состоянии.

   А на всех каналах ТВ продолжают выступать большие начальники…

   А на черноморских курортах лихо распевает Михаил Боярский в чёрной широкополой шляпе хасида: «…пора, пора, порадуемся на своём веку!»

   Когда в стране всё нормально, начальников и генералов не видно. Все работают, государственный механизм чётко отлажен, нет никаких сбоев.

   Но сейчас начальники и генералы бесконечно тусуются на разных телешоу, пиарят себя любимых.

   Когда же они работают?

   Результаты их работы ежедневно сообщаются телевидением в программе «ЧП».

Все спрашивают: «Кто виноват в гибели БАТМ «Дальний Восток», в гибели людей?»

На первом канале ТВ сегодня давал краткое интервью один из спасённых моряков буквально следующими словами: «…топливные танки были пустыми, а на палубу подняли 80 тонн рыбы – центр тяжести резко понизился и судно опрокинулось…». Более глупое объяснение трудно придумать. Явно видно, что морякам никто никогда не объяснял, что такое остойчивость и как на неё влияет высота центра тяжести.

   Конечно, во всём виноват капитан, который сам не понимал, не чувствовал состояние судна. Он расплатился собственной жизнью.

   Но главный виновник – государство, которое допустило уничтожение системы морского образования, системы контроля безопасности. Чем оно расплатится?

ОСТОЙЧИВОСТЬ – ЖИЗНЬ

   О капитанах иногда можно услышать: «Он чувствует судно, как самого себя».

Правда, чаще так говорят о водителях автомобилей: «Он с машиной – одно целое!»

И капитанам судов, и водителям автомобилей это лестное определение очень редко подходит на все сто процентов. Иначе не было бы так много трагедий и на дорогах на берегу и на водных путях.

   К сожалению, многие средства массовой информации нашей страны вместо помощи в совершенствовании систем безопасности пропагандируют обратное.

   Народ у нас привык доверять печатному слову. Но появился такой опасный вирус – свобода слова. Теперь любой, имеющий деньги, может печатать любую глупость. И находятся люди, которые начинают верить и в глупость.

   Гламурный еженедельный журнал «Итоги» в номере от 23 января 2012 года выделил три страницы для статьи Владимира Крючкова с пижонистым, скандальным названием «Утопить и забыть». Судя по ярким снимкам, безапелляционным суждениям, автор считается в редакции журнала непререкаемым авторитетом в вопросах безопасности судовождения. Тем более, что он солидно ссылается на:

   «…ведущий эксперт по безопасности морских судов, член Ассоциации морских капитанов Одессы, капитан дальнего плавания Анатолий Задорожный рассказывает…»

   «Опрошенные «Итогами» эксперты говорят…»

   «Как говорит Владимир Пепеляев…»

   «Главный редактор журнала «Морской бюллетень» бывший моряк Михаил Войтенко отмечает…»

   Сам автор, учитывая мнение экспертов и специалистов, делает выводы:

   - «Сейчас капитан не обязан торчать на мостике…»

   - «Но капитан, в общем-то, и не нужен на мостике.

Там достаточно штурмана или даже вахтенного матроса, который с биноклем в руках будет следить за обстановкой…»

     -   «Даже если капитан и знал о рифе и прокладывал маршрут в обход опасного места, авторулевой мог запросто вывести судно на него вследствие рыскания».

   - «…доверяя жизнь, по сути, железному корыту, доверху напичканному электроникой».  

   В 1959 году в Ленинградском мореходном училище на Каменном острове на первой лекции по электрорадионавигационным приборам, преподаватель Аверкиев Владимир Павлович, по учебникам которого до сих пор учатся все судоводители, сказал курсантам: «Техника в руках дикаря – кусок железа. Учитесь не быть дикарями».

   Мой стаж работы в море – больше пятидесяти лет. В том числе 40 лет капитаном на судах разных типов – от рыболовных траулеров, траулеров-заводов, до танкера, научно-исследовательских судов. Три раза приходилось спасать другие суда. Сам не раз попадал в жестокие ураганы в Тихом океане, в Арктике, в Антарктике, в Атлантическом океане. И всегда с благодарностью вспоминал тех, кто строил наши суда, кто создавал прекрасные приборы, современную электронику, тех моряков, которые учили меня морским наукам.

   В 1982 году принял на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве новый большой автономный траулер-завод БАТМ «Маршал Крылов» и 12 лет работал на нём в должности капитан-директора. Четыре раза мне приходилось выходить в рейсы в должности капитана-наставника – обучал молодых капитанов.

   В 2007 году пять месяцев работал капитаном круизного лайнера «Академик Иоффе» – раньше это красивое, длиной всего 117 метров судно, небольшое по нынешним меркам, построенное ещё Советским Союзом в Финляндии для Академии наук СССР, работало, как НИС (научно-исследовательское судно). Сейчас финансирование науки практически прекратилось. Судовладелец – ИОРАН (Институт Океанологии им П.П. Ширшова) вынужден сдавать свои суда в аренду иностранным туристическим компаниям. Одновременно на борту было до 120 туристов из разных стран Америки, Европы, Австралии, Азии… Условия для туристов на судне прекрасные – бассейны, сауны, бары, рестораны, каюты со всеми удобствами. Высаживали туристов на маленькие арктические острова Канады, Гренландии, на ледники, знакомство с полярными медведями, китами, лежбищами тюленей, моржей.

   Капитанский мостик оборудован самыми современными электронными приборами. Круиз длился 10-12 суток, потом заход в один из небольших портов севера Канады, прибывала новая группа туристов, а прежние пассажиры улетали самолётом. Так мне пришлось совершить пять круизов, заходы в 12 арктических портов. Без лоцмана и буксиров приходилось проходить узкими, неглубокими проливами между островами, когда под килём глубина была не больше двух метров, швартовки к причалам …

   Безопасность обеспечивалась калининградским экипажем 47 человек. Ни малейших сомнений не возникало у туристов в высоком профессионализме наших моряков.

   Читаем в солидном журнале шедевры типа: «…на что стоит рассчитывать, доверяя жизнь, по сути, железному корыту, доверху напичканному электроникой», небрежно брошенные слова: «Спасутся не все».

   И о спасательных шлюпках: «… у этих средств спасения есть большой недостаток: даже при небольшом волнении моря обычному человеку залезть в болтающуюся за бортом шлюпку проблематично. Неприятный сюрприз ждёт и потом, когда шлюпку начнут опускать. Большинство из них даже в трёхбалльный шторм попросту разобьёт о борт корабля…». Как истина в последней инстанции, как аксиома, смотрится «мудрая» мысль: «Михаил Войтенко настаивает: «Именно перегруженность современными навигационными системами повлияла на судьбу «CostaConcordia». Если бы команда вела корабль, как полагалось 20-30 лет назад, он бы не выскочил на камни… …некоторые специалисты считают, что на пассажирских лайнерах вообще нужно демонтировать систему авторулевого. Команда должна управлять в ручном режиме и не терять контакта с судном…”.

   Создаётся впечатление, что статью написал дилетант, случайно услышавший о море от старушек на скамеечке у подъезда своего дома.

   Откровенной глупостью выглядят слова: «Капитан не обязан торчать на мостике…   …но капитан в общем-то и не нужен на мостике».

   Если эксперт Михаил Войтенко, работавший когда-то 16 лет судоводителем или адмирал Пепеляев могли сказать автору статьи В. Крючкову, что «когда шлюпку начнут спускать…   …большинство из них даже в трёхбалльный шторм попросту разобьёт о борт корабля», или настаивали на вредности современных навигационных систем и авторулевого для круизных лайнеров, то можно уверенно сказать, что и Войтенко, и Пепеляев, и Крючков вели беседу, пропустив за воротник не по одной рюмке водки.

   Ну, не может судоводитель с высшим образованием или адмирал назвать штормом ветер в 3 балла! По шкале Бофорта это слабый ветер и лёгкое волнение. Штормом называется ветер 9 баллов. Даже в такую погоду наши траулеры-заводы типа БАТМ умудрялись в Тихом океане работать с тралом и вытаскивать на палубу уловы до восьмидесяти и даже до ста тонн – обычная работа. Вспоминаются слова Сталина, много раз повторявшиеся в газетах в пятидесятые-шестидесятые годы двадцатого века, когда наша страна строила рыболовный флот: «Рыбак – трижды моряк!»

   Не может судоводитель назвать современный лайнер железным корытом, доверху напичканным электроникой! Не хватило ума и мужества журналистам Владимиру Крючкову и Михаилу Войтенко со всеми их экспертами сказать правду: к электронике нужна прежде всего ГОЛОВА!

   Не допускайте дикарей к электронике!

   А в судовой электронике очень не хватает автоматической системы, которая САМА, без участия капитана или штурмана, в критических случаях могла бы резко улучшить остойчивость судна, задраив иллюминаторы, приняв балласт в нужные танки, как у теплохода «Булгария», или опустив массивные стальные опоры, которые опрокинули буровую платформу «Кольская».

ОСТОЙЧИВОСТЬ

   Это свойство любого плавучего средства настолько важно, что вызывает удивление сам факт, что до сих пор не создана автоматическая система поддержания остойчивости судов и кораблей в нужных пределах с учётом любого случая загрузки, любых метеоусловий. Ведь создание такой системы, производство и установка её на все суда и военные корабли – намного дешевле тех огромных убытков, которые несёт мировой флот от гибели и аварий при потере остойчивости.

   Если в СМИ начинает появляться мнение экспертов, что «… некоторые специалисты считают, что на пассажирских лайнерах вообще нужно демонтировать систему авторулевого…», то это похоже на попытку плановой деградации не только техники, но и всего общества.

   Многие люди путают два понятия: остойчивость и устойчивость.

   Первое относится только к плавучим средствам. Хотя, есть смысл рассматривать это понятие, как одну из главных составляющих устойчивости.

 Область применения второго – обширнейшая. В нашем случае стоит применить это понятие к системам обеспечения безопасности на морских судах. И говорить надо, в первую очередь, об устойчивости положительного отношения людей – учёных, конструкторов, строителей, моряков к морским судам и системам обеспечения безопасности.

   Трагедия в Охотском море – гибель БАТМ «Дальний Восток» и десятков людей – реальное доказательство того, что суждения «специалистов» типа Войтенко, распространяемые гламурными и просто «жёлтыми» СМИ, начинают давать свой страшный чёрный урожай.

 

Татарин Л.С.