Систематизация несистемного

Я не  знаю точно, как устроено учреждение на Старой площади, но полагаю в нем есть департамент внутренней политики. А внутри него – отдел кнута и отдел пряника. Отдел пряника занимается приручением тех, кого можно приручить, а отдел кнута – обезвреживанием тех, кого приручить не получается. Сегодня отдел кнута судит Стомахина, сажает Гальперина, развешивает баннеры про пятую колонну, организует патриотические союзы российского народа и... не хочу даже предполагать, чем он еще занимается, этот отдел кнута. Отдел же пряника, похоже, решил выпустить второе издание СПС.

Во главе государства совсем хронические идиоты оказаться никак не могут. Каждый человек там – человек большого практического ума. Это в отвлеченных материях, вроде того, что зло безнаказанным не бывает и что за всё надо платить, они могут путаться. (Практический ум ведь и начинается в высокой изобретательности способов уйти, не расплатившись.) Но что касается вещей земных, то они там все – академики, сто очков вперед дадут любому профессору с любой кафедры (конечно, той, какую они еще не успели занять сами).

А тут ведь вещь вполне понятная, азбука – с интеллектуальной и творческой элитой общества лучше не ссориться. Хорошим не кончится. С частью – оно еще ничего, оно даже и неизбежно. Потому что часть такой элиты капризна и брюзглива – ей не угодишь, вечно она чем-то недовольна. Но со всей – ни боже мой! Даже не думайте. Какой-нибудь Жванецкий-Быков выдаст что-нибудь, и всё – годы работы по сакрализации имиджа псу, извините, под хвост.

А когда не один Жванецкий и не один Быков, а все сословье хомячковое? Да еще и – хором? Тут уж не до смеха. Стая благородно разъяренных хомячков превращается в отряд мангустов. И тогда никакому Каа хорошо не бывает. И 86 процентов поддержки превращаются в 16. И антимайданы соображают, что ветер переменился. В общем, этого допускать нельзя. Определенная часть элиты должна быть в системе – иначе системе делается плохо.  

Что это значит практически? То, что несистемных нужно систематизировать, включать в систему. Вот, смотрите сами, как славно с низом получилось. Там ведь стенек разиных полно. Некоторые и с языками хорошо подвешенными, и азартные, и с заслугами, и с харизмой. Могли бы большой беды натворить. Но дали низам пустышку, они ее и сосут. И тихо так сосут. И голосуют. И фракцию свою имеют. Благость.

С интеллигенцией сложнее. Для нее тоже пустышки были заготовлены. Но капризная, дрянь – догадывается, что пустышка и выплевывает. И орать начинает. Ну, что ты с ней будешь делать?!

Как я уже сказал, люди во власти – с умом практическим, но не слишком творческие. То есть одну и ту же практическую идею они могут очень даже творчески преобразовывать и преобразовывать.

Но придумать нечто принципиально новое – не выходит. А впрочем – что здесь придумаешь? Не начинать же, в самом деле, прекращать врать и изгонять из практической своей работы прочие художества. Об этом и говорить смешно! В общем, возможности для творчества у них весьма ограничены. И, значит, ответить на новый старый вызов жизни, как сделать так, чтобы дрянь не слишком кричала, они могут только одним, не слишком изящным, но в целом работающим способом – дать ей новую пустышку. Все - не все, конечно, но кто-то этот крючок обязательно заглотит. Вот, и ладушки – все нам и не нужны. Пусть будет хоть половина. А может, и гораздо больше получится.

Ведь опыт-то есть. И какой опыт!

Вспомните 96-й. Война в Чечне, кризис, рейтинг Ельцина – три процента. А припугнули их Зюгановым хорошенько, так они и от Явлинского побежали. Ну, конечно, не без ксероксных коробок, но ведь всё за деньги не купишь.

А 99-й! Другая война. Конечно, со всенародной поддержкой – все на защиту родины от исламских фашистов. Но ведь тоже не совсем все. Тем более, что подобие борьбы между двумя группами, позднее объединившимися в одну партию жуликов, простите, я хотел сказать в партию "Единая Россия". И непонятно, как себя может повести интеллигенция (конечно, это уже понятно было – но теоретически всё же не до конца).

А тут создают СПС во главе с приятными для интеллигентского уха именами – и всё, ладушки, интеллигенция систематизирована, интеллигенция в системе. В полной и глубокой системе. И на долгие 5-6 лет. В 2004-м народ и партия были всё еще едины по-настоящему. С трудом разыскали Хакамаду, чтобы участвовать в президентских выборах. Никто не хотел. Ни Жириновский, ни Явлинский.

Так что не надо умничать и не надо изобретать велосипед. Всё уже изобретено. Нужно просто хорошо сделать.

И вот создается новая демократическая коалиция во главе с председателем совета министров времен второй чеченской войны. А, перефразируя одну крылатую фразу, председатели советов министров бывшими не бывают. Теоретически, конечно, это возможно. Но в нашей реальности – нет. Для таких изменений нет ни внутренних, ни внешних стимулов.

Получится ли у отдела пряника организовать интеллигенцию на борьбу за места в не-месте-для-дискуссий? Ни минуты не сомневаюсь – получится. И отлично получится. Выборы в координационный совет оппозиции (помните, был такой?), на которых Ксения Анатольевна Собчак заняла четвертое место – на 12 мест выше Немцова, на 15 выше Илларионова и на 23 выше Пионтковского – продемонстрировали уровень человеческой зрелости нашей оппозиции.

Впрочем, это был далеко не единственный успешный опыт канализации протестной энергии. И конечно же – далеко не последний.