Доисторические истоки эгоизма, альтруизма и справедливости
ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ
ЭГОИЗМА, АЛЬТРУИЗМА И СПРАВЕДЛИВОСТИ
Журналист и редактор научно-популярных книг Мейтленд Иди, опираясь на своих научных консультантов – ведущих американских антропологов
Ш. Уошберна и Б. Кемпбелла, - в своей книге «Недостающее звено» (издательство «Мир» 1977г.) предложил свою модель эволюционного развития социальной природы человека.
Для этого были использованы исследования тех видов животных, которые живут сейчас. Но достоверно известно, что они жили и во времена наших древних предков. И в тех же районах Африки. Это с одной стороны приматы павианы и шимпанзе, а с другой хищники львы, гиены и гиеновые собаки. По способу добывания «хлеба насущного» различаются. Первые собиратели, вторые охотники. Общее – живут сообществами.
При этом выяснилось, что «одна из наиболее характерных особенность стада павианов – это доминирование самцов. Всегда есть главный самец, которому остальные самцы во всем уступают, располагаясь по ступеням иерархической лестницы. Он никому не спускает ни отступлений от правил поведения, ни покушений на его статус. Происходят мелкие стычки за более высокое положение, а порой и длительные ожесточенные схватки за место наверху, но иерархия подчинения, раз сложившись, оказывается весьма устойчивой. Порядок держится не только и даже не столько на силе доминанта, сколько на том, что нижестоящие знают свое место. Но он же и защитник от хищников, прикрывая спасительное бегство стада».
Совсем другое дело у шимпанзе. «Доминирующий самец есть, но он проявляется не так четко. Если и задал трепку другому самцу, то тут же прикасается к нему, чтобы успокоить и ободрить. Члены группы относятся друг к другу очень терпимо, а социальный статус оказывается затушеванным». А жизнь у шимпанзе, подчеркивает автор, гораздо благополучнее: живут в лесу на деревьях, где пищи достаточно и опасностей много меньше.
Следовательно, у тех и других «бытие определило» выбор: «тоталитаризм» или «либерализм».
Теперь про хищников (львы, гиены и гиеновые собаки). Они охотятся коллективно. «Доминирование у них, если и проявляется, то в малой степени и очень разнообразно, отражая в основном взаимоотношения между конкретными животными. Связано это с тем, что охотники вынуждены сотрудничать в добывании пищи. А при жестком соподчинении это очень трудно. Например, львы прекрасно умеют гнать добычу по направлению к прячущимся партнерам по охоте».
Правда, автор отмечает, львы дерутся за «обеденным столом» возле туши. Случается, даже убивают друг друга. Это как результат неполного эволюционного группового поведения. А вот гиены и особенно гиеновые собаки ведут себя весьма пристойно.
«Взрослые собаки, как правило, ограничиваются двумя-тремя кусочками и ждут, пока наедятся более молодые».
Лишь потом доедают. Не хватило – охота продолжается.
«Эта забота о подрастающем поколении вызвана тем, что смертность среди взрослых особей весьма высокая». А жизнь у них тяжелая, так как приходятся конкурировать со львами.
У собачек, когда стая отправляется на охоту, дома в логове остаются щенки, которых кормят после охоты взрослые, срыгивая им мясо. Был замечен случай, когда взрослая, но заболевшая собака, осталась дома и получила свою долю таким же способом. Это, если по человечески, альтруизм. А поскольку в сообществе все решается согласованно, «демократично» и без «диктатуры», то это «свобода, равенство и братство».
Вернемся к обезьянам. Мейтленд Иди пишет: «Шимпанзе, вероятно, эгоцентричны на девяносто девять процентов. Но нередко можно наблюдать, как они милостиво делятся пищей (обычно уже насытившись), что позволяет предположить осознание потребностей своих сородичей и считаться с ними».
У павианов все наоборот. «Хромой павиан, стараясь не отстать от стада, бредущего в поисках пищи по саванне, все же отстает и в конце концов погибает, не получая помощи». Чистый эгоизм.
Резюмирую:
Наш древний предок занимался как собирательством, так и охотой. Без этого не выжил бы, так как ему было еще тяжелее, чем павианам и гиеновым собакам. Следовательно, диалектическое единство и противоборство эгоизма и альтруизма оказалось не только условием выживания наших предков, но и источником могущественного развития человека, включая в нем как прекрасный позитив. так и отвратительный негатив. Поэтому, если рассматривать эгоизм и альтруизм как граничные условия развития, то «золотая середина» это справедливость.
Комментарии