Диалектика. Или кибернетика?

 

                                                      Диалектика. Или кибернетика?


    Я недавно присоединился к макспаркерам и еще осваиваюсь. Испытываю потребность высказаться и услышать критику. Но такую, когда критикующий старается понять меня, а потом аргументирует свои возражения. Чтоб не по схеме: Пастернака не читал (или не понимаю), но осуждаю.
    Цитата из Википедии. «Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями.»

    Но и я готов аргументированно обосновывать свое несогласие с теми авторами, с которыми хочется поспорить. Равно как и обоснованно поддержать, если точки зрения совпадают. Начну с обоснования инструментария, которым пользуюсь.

    Сегодня мало кто задумывается о настоящих причинах неприятия кибернетики в СССР («Кибернетика — это реакционная лженаука…» см. «Краткий философский словарь», Госполитиздат, 1954). Или еще хлестче: «продажная девка империализма».

    Эта наука, по крайней мере ее философская составляющая, в том виде как представлял ее основоположник Норберт Винер, претендовала на роль всеобщей науки о мироздании. Но в СССР уже существовало собственное тотальное, целостное и системное знание — диалектический материализм. Ревностное отношение советских диаматчиков к кибернетике помешало обогащению базовых философских основ марксизма новыми наработками. Сработала распространенная тогда схема: не читал, но осуждаю.

    Cовременное определение кибернетики в словарях и Википедии звучит так: «Киберне́тика (от др.-греч. κυβερνητική — «искусство управления») — наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество.»

    Н. М. Моисеев – крупный ученый в области общей механики и прикладной математики (1917-2000 г.) -- в своей книге «Люди и кибернетика» ( Москва, Молодая гвардия, 1984г.) достаточно просто и наглядно объясняет для читателя-неспециалиста применимость законов кибернетики к управлению общественными, биологическими и физическими структурами. Он подчеркивает, что идеи обратной связи и качества управления – это фундаментальные идеи в кибернетике.

    Поясним это на примерах. Возьмем обычный холодильник. Его автоматика управляет работой холодильника так, что не может поддерживать температуру в нем постоянной. Необходимо ее отклонение в сторону повышения или понижения. Тогда датчик температуры, почувствовав это, по обратной связи передает эту информацию, то есть команду, на включение – выключение.
Но представим себе, что холодильник настроен на работу в температурном режиме от минус 10 до плюс 10 градусов. Меньшую разницу температур он не чувствует. Это к вопросу о качестве управления. Такой дурацкий холодильник никому не нужен.

    Пример из биологии. В спокойном состоянии у здорового человека артериальное давление 120/ 70 мм. рт. ст. Хотя при физических или психических нагрузках верхний предел давления может подниматься до двухсот и даже более. А у больного – гипертоника в спокойном состоянии будет 160/100 и более. Поэтому даже при небольших физических или психических нагрузках это чревато инсультом. А все потому, что качество управления (то есть саморегуляция организма) у него плохое и он вынужден прибегать к лекарствам.

    Теперь про власть в обществе, оценивая ее качество управления с двух позиций – социальной справедливости и успешности в экономике. А между этими параметрами существует диалектическое единство и противоборство.

    Для экономического успеха власть-управленец должна поощрять инициативных и предприимчивых, заботящихся о себе.

Они всегда в меньшинстве. В любом обществе. Но с большинством надо делиться. Налогами.

    Однако ориентироваться исключительно на большинство, которое требует только делиться, тоже нельзя. Тем более нельзя допускать, чтобы чиновничье-управленческий аппарат во власти требовал делиться только с ними. По современной терминологии – это откаты. Или коррупция. А инициативному предприимчивому меньшинству создаются трудности. Получается экономический застой. И делить становится уже нечего. Таким образом, социальная справедливость и успешность в экономике по определению не могут оставаться постоянными. А если одно из двух на максимуме, то другое на минимуме. Но то общество совершеннее, у которого отклонения этих параметров от некого усредненного оптимума меньше. Как перепад температур в нормальном холодильнике, а не в дурацком.

    Во все времена владыке, чтоб править, нужен чиновничье-управленческий аппарат. А он даром служить не будет. Требует кормления. Это еще из глубины веков тянется. Сейчас это выразилось в запредельной коррупции.
    Конечно, владыка может сечь головы. Но, во-первых, на их месте вырастают новые, а во-вторых сохраняется риск попасть под дворцовый переворот. А перед глазами примеры от Сталина до убиенного царя реформатора Александра Второго. Сталин, по сути, как и Хрущев, попал под дворцовый переворот. Только посмертный.

    Сейчас у Путина поддержка снизу зашкаливает. Но этот продукт в условиях падения жизненного уровня скоропортящийся. А для умельцев наверху провернуть дворцовый переворот раз плюнуть.

    Но и майдан не только с плакатиками, а с булыжниками пролетариата и коктейлями молотова может оказаться реальностью. Организаторы есть. Одно ясно, чтобы уцелеть и остаться в истории со знаком плюс, ему предстоит пройти между Сциллой и Харибдой. Приоритетная задача сегодня – выиграть русско-американскую войну на Украине. Некоторые ослепленные радикальным неприятием Путина твердят: причем тут Америка? Хотя, если присмотреться из глубины десятилетий, война не прекращалась с победного 45-го. Официально об этом было объявлено Черчиллем в его фултонской речи, а не официально зафиксировано атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Для США они было вызвано не военной целесообразностью в войне с Японией, а демонстрацией силы СССР. Так начиналась холодная война.
СССР проиграл ее экономически. Стало не хватать не только на колбасу, но и на вооружение. А Соединенные Штаты взялись за правопреемницу. Сегодня они ведут войну с Россией уже в ее предполье, разыграв на Украине националистическую карту. Но слепцы и этого не видят. Какие там нацисты и фашисты? Жалкий процент. А ведь Гитлер начинал тоже с жалкого процента. Но, дождавшись своего часа, использовал сепаратизм судетских немцев как повод для агрессии.
    А поддержка Путиным сепаратистов имеет защитную цель для России. Не захватническую. Агрессором является не Россия, а власть в Киеве. И по аналогии с Францией и Англией 1938 года сегодня США подстрекатель и пособник агрессора. Но наши слепцы и этого не видят. А ведь есть аналогия. Чемберлен, выходя из самолета после подписания соглашения о принуждении чешского правительства передать Гитлеру Судетскую область, встречающим его в аэропорту объявил: я привез вам мир. Олухи поверили. Как те оппоненты Путина, которые верят, что на Украине нет нацизма.
    Поэтому операция «Крымнаш» и восставший Донбасс это упреждающий удар, чтоб пожар не перекинулся на наш берег. Ведь в случае проигрыша пить боржоми будет поздно. В смысле борьбы с коррупцией и диверсификацией экономики. Тем не менее два примера – пока всего два – обнадеживают. Это дело Хорошавина, достаточно ярко и выразительно демонстрируемое не только простому люду, но и таким как Хорошавин. И второе. Не такое яркое, но если присмотреться внимательно, то не менее выразительное. Это электрички. Путин столкнул лбами монополиста Якунина и чиновников, которые должны были в соответствии с их служебными обязанностями защищать интересы населения. Теперь мы видим, что электрички не только пошли, но и проезд подешевел. А это уже признак не аварийного ручного управления, а самонастройки системы. Как предписывают законы кибернетики.

Виктор Койнаш