Как расследуют резонансные преступления?

Убийство Бориса Немцова в центре столицы привлекло внимание к тому, как работают следователи. Каждый таким почувствовал себя, когда изучал попавшую в сеть запись камеры видеонаблюдения и негодовал в связи с заявлениями о том, что другие камеры не работали. И если для одних такие новости — признак того, что преступников найти не могут или не хотят, а дело обязательно запутают, то для других — лишь отвлекающий маневр, поскольку обыватели не должны знать подробности, пока все преступники не найдены и им не предъявлены обвинения. В каждой стране, без преувеличения, случались свои резонансные преступления. Как быстро их раскрывали (если раскрывали) и какие методы использовались? Сегодня об этом в программе «Дорожная карта», после 20:00

В понедельник 15 апреля 2013 года в Бостоне царили хаос и паника. В 14 часов 49 минут во время Бостонского марафона прогремели два взрыва — один в толпе около финиша, второй неподалеку, в ресторане Форум. К расследованию этой трагедии в США приступили сразу же, пока скорые еще развозили пострадавших. Сейчас, благодаря раскрытой информации, мы можем восстановить ход этого расследования.

Так, уже спустя несколько часов после взрывов полиция арендует склад в Бостонском порту. На полу огромного помещения офицеры полиции и агенты ФБР раскладывают вещдоки с места преступления. Тут же сушат окровавленные вещи, которые затем аккуратно отправляют в лабораторию ФБР для анализа.

В другой комнате десятки полицейских отсматривают видео с места событий. Специалистам нужно проверить тысячи кадров с телефонов и камер наблюдения, тем не менее подозрительные записи просматривают не спеша, с особым вниманием. Так, например, один из агентов 400 раз пересмотрел только один эпизод, где на видео появляется возможный подозреваемый. Это, впрочем, не значит, что следствие медленно продвигалось вперед — уже в первый день полицейские начинают опрашивать свидетелей.

На следующий день, 16 апреля, один из пострадавших Джеффри Бауман приходит в себя после анестезии. Несмотря на то, что обе ноги Джеффри были ампутированы по колено, он знаками просит ручку и бумагу и пишет: «Рюкзак. Видел парня. Он смотрел прямо на меня».

Говорят, что в этот же день, то есть уже во вторник, фотографии подозреваемых показывают Обаме и президент требует удостовериться, что камеры поймали в объектив именно террористов, а не случайных прохожие.

Обама не просто так решает взять тайм-аут, ведь в сети уже обсуждают все подозрительные фотографии и даже выдвигают ложные обвинения. Более того — сайт Reddit.com просит всех желающих «помочь» полиции, просмотреть все доступные видео и найти подозрительных людей с рюкзаками.

Именно из-за истерики в соц.сетях и СМИ, спустя три дня после взрыва, полиция решает обнародовать фотографии подозреваемых. На фото изображены двое мужчин в белых бейсболках и с черными рюкзаками, и сейчас мы с вами знаем, что это братья Царнаевы.

Как объяснил газете Вашингтон Пост офицер, пожелавший остаться неназванным, снимки братьев были опубликованные также, потому что технологии ФБР по опознанию лиц не сработали. Таким образом полиция также надеялась на то, что подозреваемые будут быстро опознаны. Этого также испугались Царнаевы и пустились в бега.

После уличной перестрелки с полицией, подозреваемые были задержаны. Таким образом, Царнаевы были быстро найдены не только благодаря работе следователей, но и бдительности обычных граждан.

 2281988Одно из самых резонансных преступлений, совершенных в Португалии за последнее десятилетие, а может и более, связано с исчезновением трехлетней английской девочки Мадлен Маккен. Она пропала 3 мая 2007 года на юге страны, в местечке Прайа-да-Луж, где ее родители вместе с ней и ее младшими братьями-блинецами проводили свой ежегодный отпуск. Этот небольшой пляжный городок в провинции Алгарве заселен несколькими десятками тысяч англичан, многие из которых имеют здесь свое жилье. Маккены и снимали свой отпускной домик также у своего соотечественника. 

Уложив детей спать и закрыв входную дверь в коттедж, родители отправились вместе с друзьями на ужин в соседний ресторан, расположенный буквально в 50 метрах. За время ужина и родители, и один из их друзей, чьи дети также спали в другой части дома, проверяли, все ли в порядке, пока в одиннадцатом часу вечера не обнаружили, что девочки нет на месте. 

На место пропажи ребенка полиция прибыла из соседнего города примерно через час. Она же вызвала инспектора криминальной полиции, который появился здесь спустя десять минут. Опрос первых свидетелей показал, что около дома видели мужчину, то ли выходца с островов Кабо-Верде, то ли, по другим данным, "кавказца лет 30", который нес на руках спящего ребенка в сторону пляжа. Было открыто дело о похищении малолетнего, которое потом несколько раз переквалифицировалось, открывалось и закрывалось в течении последующих вот уже почти восьми лет. Составленный фоторобот возможного похитителя не дал никаких результатов. 

Задним числом следствие признало, что во время досмотра возможного места преступления было совершено множество ошибок. В частности, оно не было должным образом изолировано от посторонних. Позже в газетах появилась фотография инспектора полиции, которая без перчаток обследовала ролл-ставни комнаты, где спала Мадлен, на предмет отпечатков пальцев. Ну и, наверное, самой главной ошибкой следствия было то, что почти сразу же оно стало подозревать родителей девочки в "убийстве по неосторожности": долгое время разрабатывалась версия о том, что Маккены давали девочке снотворное, чтобы та крепче спала, и что, возможно, доза лекарства накопилась и стала смертельной как раз в тот роковой вечер; родители, якобы, где-то закопали тело девочки и потом объявили о ее пропаже. Позже, как писали бульварные газеты, анализы ДНК, взятые в багажнике их автомобиля, косвенным образом указывали на то, что она могла там находиться, когда мать с отцом ее увозили, чтобы закопать тело и скрыть улики. Однако потом ДНК-анализ был признан недостаточным и неубедительным для такого заключения. Какое-то время следствие подозревало в убийстве соседа семьи Маккенов, англичанина, консультанта по вопросам недвижимости, якобы, педофила. Последнее доказано не было, а подозреваемый, в итоге, сам подал в суд на десяток разных британских и португальских печатных изданий, которые за время расследования опубликовали о нем более сотни статей, в основном, обвинительного характера. В результате, через пару лет он получил 600 тысяч фунтов в качестве компенсации за клевету в его адрес. 

В общей сложности дело расследовало одновременно несколько судебных институтов и в Португалии, и в Англии. Кроме этого, на пожертвования, составившие более двух с половиной миллионов фунтов, Маккены создали фонд имени своей дочери и наняли частных детективов. К возможным похитителям с мировых телеэкранов перед футбольными матчами неоднократно обращался Криштиану Роналду, в течение всего года на курортах самых разных стран можно было видеть портрет Мадлен с просьбой, будто бы, от ее имени: "Не забывай обо мне!". 

В 2008 году дело было закрыто. Португальская полиция передала в прессу все 11 тысяч страниц, посвященных расследованию и выдвигавшимся версиям. Однако уже в 2010-м министерство внутренних дел Великобритании начало обсуждения по поводу его повторного открытия. И в позапрошлом году сначала Португалия, а потом и Англия возобновили расследование, которое продолжается и по сей день.