Формула Сталина для Украины

На модерации Отложенный

Происками врагов удобно оправдывать все свои недостатки…

Украинцы, выказывающие недовольство властью, теперь рискуют быть обвиненными в государственной измене. А в скором будущем, возможно, Уголовный кодекс пополнится статьей за «подрывание авторитета государства и органов власти», законопроект которой уже зарегистрировали в Верховной Раде, правда, потом отозвали.

Ничего подобного Украина не знала со времен Андропова, а тот энтузиазм, с которым некоторые ура-патриоты включаются в травлю инакомыслящих и недовольных сограждан, начинает напоминать сталинские 30-е годы. Опасная тенденция может иметь очень печальные последствия, если не будет вовремя остановлена…

Горячая голова и холодное сердце

Украинская столица продолжает бурлить митингами и акциями протеста. Что, впрочем, ничуть не удивляет киевлян, привыкших регулярно лицезреть подобное вот уже более 25 лет. Однако теперь гражданская и социальная активность украинцев может пойти на спад, поскольку участников таких акций начали обвинять в… подрывной деятельности. Особенно этим увлеклись власти Киева, что весьма удивляет, поскольку в основном они представлены не какими-то там ультра-радикалами, а чиновниками и бизнесменами, вступивших в прозападные, умеренно национал-патриотические партии. Тем не менее, именно они, уже дважды, узрели в обычных социальных протестах какой-то антигосударственный заговор.

Сначала это случилось во время декабрьской забастовки коммунальщиков, требовавших повышения зарплаты, которая завершилась тем, что к организовавшему акцию профсоюзу пришли сотрудники СБУ. «К проведению стачки сотрудников «Киевпасстранса» подбивали представители профсоюза железнодорожников, который финансируется международной федерацией транспортников, со штаб-квартирой в Лондоне», - заявили они, распутывая этот заговор столетия. А в конце февраля, когда на вполне ожидаемую акцию протеста против повышения тарифов на коммунальные услуги собрались сотни жителей столицы и, сгоряча, попросили киевского мэра уйти в отставку, его реакция оказалась чрезмерно бурной. Нет, он не бросился на митингующих с кулаками. Вместо этого Кличко заявил, что «те, кто не заинтересован в возвращении Украины к мирной жизни, в успехе нашего государства, не оставляют попыток подорвать ситуацию не только на востоке Украины, но и в других городах». Словом, очередной заговор! Непонятно только, кто же на самом деле подрывает ситуацию в Киеве: те, кто непомерно повышает тарифы на фоне всеобщего подорожания, или те, кто этому возмущается? В конце концов, даже патриотически настроенные украинцы не понимают, почему все тяготы, лишения и расходы «тяжелого для страны периода» вновь ложатся на плечи простого народа, а не олигархов?

А затем силами ОМОНа был разогнан т.н. «Финансовый Майдан», организованный под стенами Нацбанка. Правда, тут украинские политики сразу поняли, что перегнули палку, фактически прибегнув к методам Януковича, которые они сами же и поносят. Поэтому применение силы было осуждено всеми, включая министра МВД. Однако многие сторонники правящих политических партий имели на этот счет иное мнение. «Финансовый Майдан» в соцсетях они считали «провокацией Кремля», а его разгон приветствовали и называли «поркой ваты». А вот это уже является очень тревожным звоночком! Дело том, что никакая власть не способна установить режим тотальной диктатуры без поддержки снизу: без одобряющих политику партии обывателей, без считающих своим долгом донести стукачей, без требующих «расстрелять как бешеных собак» ура-патриотов. Без граждан с горячей воспаленной головой и холодным безжалостным сердцем. И вот, похоже, что в украинском обществе уже появились зачатки такой поддержки. А значит, угроза новой диктатуры является реальной.

«Шпионы там, шпионы здесь…»

Конечно, было бы необъективно высмеивать украинскую «шпиономанию» как нечто совершенно беспочвенное. И внешние силы, заинтересованные в дестабилизации обстановки в Украине, реально существуют. Однако они существовали всегда, и в их число входит не только Кремль. Играть на проблемах другой страны, использовать их в своих интересах, создавать ситуации – это типичная практика международной политики. Гиперактивность иностранных посольств и агентов наблюдалась во время каждой революции: в феврале 1917-го, в августе 1991-го, во время первого и второго Майданов.

Причем необъективным будет утверждать, что во внутренние дела Украины сует нос лишь Москва. Нет, её участие в украинских событиях, конечно же, было и есть, но оно намного меньшее, чем участие Запада. Может быть, потому она и проиграла битву за Украину? Добавим, что свои интересы в других странах мира имеют не только государственные структуры, но и частные корпорации. Обычно их интересы чисто экономические: уничтожить конкурентов, заключить выгодные контракты, получить доступ к ресурсам. Но, учитывая капиталистическую суть современного мира, порой бывает очень трудно понять, где заканчиваются интересы капитала и начинаются интересы государства, и на кого именно работают «наймиты империализма».

Кроме того, у любой шпиономании должны быть разумные границы. В противном случае она превращается сначала в паранойю и фарс, а затем в трагедию и репрессии. Однажды наша страна уже прошла через это, когда чистили не только шпионов и вообще всех, на кого донесли «сознательные» граждане, но и потенциальных противников власти. Объективности ради заметим: не только в СССР в то время шла «охота на ведьм», однако тут она достигла чудовищных масштабов и просто вылилась за рамки. Политические и социальные протесты возникали и будут возникать во всех странах мира, но вот только почему-то лишь в самых проблемных и отсталых власть реагирует на них, как на мятеж. Почему в Европе никто не обвиняет регулярно бастующие профсоюзы в том, что они продались Путину? Почему даже буйства в арабских кварталах Парижа не объявили заговоров спецслужб Иордании? Наверное, потому, что французские власти не хотят быть клоунами в глазах своих избирателей. А ведь, в конце концов, иногда задачей шпионов бывает не кража государственных тайн и не создание волны социальных протестов, а именно инициирование тотальной шпиономании. Это то, что так хорошо описано в известном рассказе Рода Серлинга «Чудовища на Мепл-стрит»: «Они находят самого опасного врага, которого могут отыскать, а это они сами… Этот мир полон таких вот Мэпл-стрит. Мы будем перелетать от одной к другой, и их жители сами себя уничтожат...»

Тест на свободу

К сожалению, украинцы этот тест явно провалили. Формирование зачатков тоталитарного общества и диктатуры в стране, которая 25 лет клеймила прошлое и заявляла о своей приверженности свободе и демократии, – это весьма неожиданный поворот истории! Еще в конце 2013 года Киев шумел Евромайданом, который вышел стоять за свободный выбор, за какие-то идеалы граждан, против «полицейского государства» Януковича, каким оно тогда казалось.

Вспомним, какую волну негодования вызвали «законы 16 января», несколько ограничивавшие гражданские свободы! Но тогда никто и не представить не мог, что всего через год, при новой власти, позиционирующей себя либеральной и демократической, гражданские протесты вновь начнут разгонять, а их организаторов обвинять в измене родине. Что людям, придерживающимся иных политических взглядов, будут угрожать и правоохранительные органы, и «активисты» в балаклавах. Думается, что война, «рука Москвы», российские шпионы - это скверное оправдание для того, чтобы разогнать митинг протеста против повышения жилищных тарифов. Ведь на самом деле это обыкновенная попытка укрепить свою власть за счет репрессий под предлогом защиты державы от внешних и внутренних врагов. Этот метод уже использовался в прошлом.

Эта «формула Сталина» (или любого иного известного диктатора) давала власти безграничный карт-бланш. Можно было не бояться критики со стороны оппозиции, которой не было, не бояться народных волнений, не тратить время в парламентских дебатах. Можно было не бояться совершать ошибки. Однако далеко не все диктатуры использовали эту формулу во благо. А если и пытались, то отсутствие всякой критики и боязнь высказывания альтернативного мнения разлагали систему государственного управления, ввергая страну в кризис, вину за который вновь возлагали на шпионов. Украине не стоит даже думать о том, чтобы пойти по этому пути. Хотя бы потому, что характер нынешней власти далеко не социальный, даже наоборот. А диктатура в интересах узкого круга элиты, проводящей безжалостные реформы, превращающие миллионы граждан в нищих, – это, наверное, хуже всякого «голодомора»…

 

Принято к исполнению?