Капитализм - тормоз прогресса

XX век был веком гениальных открытий. Реальностью стали многие вещи, о которых прежде можно было только мечтать. Реактивный самолет, космическая ракета, лазер, телевидение, спутниковая связь, компьютер, атомная электростанция — вот далеко не полный перечень чудес, которые нам подарил XX век.

 

Прошло почти полтора десятилетия XXI века. Что было изобретено за эти годы? Чем ученые удивили мир? Ничем. Да, появились новые смартфоны, планшетные компьютеры. Но все это лишь модернизация или усовершенствование известных вещей. А ведь за полтора десятка лет прошлого века, скажем, с 1946 по 1961 год появились и водородная бомба, и «мирный» атом, и ускоритель, и спутник, и полет человека в космос, и ЭВМ. Пусть компьютеры того времени работали на лампах и занимали больше двух комнат, все равно, это уже были цифровые электронные устройства.

 

Что же послужило мотивацией к такому резкому научно-техническому рывку? Во-первых, соревнование двух политических систем и двух экономических моделей. А во-вторых — само существование стран социализма во главе с СССР, государством, обладавшим огромным умственным и творческим потенциалом, лучшим в мире образованием. Можно долго спорить и приводить аргументы, кто у кого стащил секрет атомной бомбы или идею голографии. В конце концов, это неважно, важно то, что наука двигалась, а соперничество ученых разных стран, как в спортивной борьбе, лишь подгоняло и лидеров, и отстающих.

 

В стране с социалистической экономикой, где распределение средств принадлежит государству, на развитие науки не скупились. Создавались различные НИИ, над решением научных задач трудились кафедры ВУЗов и различные экспериментальные лаборатории при Академии Наук. Пусть в основном НИИ были отраслевыми, а значительная часть принадлежала оборонной отрасли. Военные разработки внедрялись и использовались также и в мирных целях. Это в XIX веке химик-одиночка мог из любопытства смешивать глицерин с азотной кислотой и получить нитроглицерин. В прошлом столетии ставилась обратная задача: надо сделать взрывчатку, а уж как — это ваше дело. Но когда взрывчатка получена, ее можно использовать не только в бомбах, но и в геологии, для ликвидации оползней, завалов из горных пород и т.д. А, скажем, атомная энергия начала двигать корабли и давать электричество.

 

В XX веке закончилось время гениев-одиночек, над решением научных задач трудились большие коллективы ученых и инженеров. А государство не скупилось выделять на это денежки. Пусть заработная плата у сотрудников НИИ была невысока, зато приборами и материалами, комплектующими и оборудованием, испытательными полигонами институты были обеспечены.

 

Когда состоялся полет Ю.Гагарина, мы, детвора, были убеждены, что в XXI веке все желающие будут летать в отпуск на Луну или на Марс. А профессиональные космонавты отправятся исследовать дальние миры. Но дальше полета на Луну (и то, весьма сомнительного), земляне так и не отправились. Есть такой американский фильм «Козерог-1» про несостоявшийся полет на Марс — там все подробно изложено. Налогоплательщикам (американским) стало до фонаря, есть ли жизнь на Марсе, нет ли ее там, а наблюдать, как их бабки улетают в космическое пространство, им стало неинтересно.

Куда интереснее пить кока-колу и жрать бигмаки.

 

Когда существовала советская угроза — еще можно было понять вложение денег в СОИ и т.д. Но теперь америкосы хозяева мира и реальный космос им не нужен. Обыватель больше радуется игрушкам про космические войны. Или кинофильму, в котором герой-американец спасает мир от инопланетян. А если в реале обывателю ничего не угрожает, ему достаточно только жрать и испражняться.

 

Разрядка напряженности и активные действия диссидентов и пятой колонны в СССР стали насаждать и в советских гражданах подобную обывательскую идеологию. Если в 60-е годы комсомольцы пели: «Хочншь на Луну? — Да! Хочешь миллион? — Нет!» (была такая песня), то в 80-е годы «да» и «нет» поменялись местами. В космонавты уже никто не хотел, все хотели стать миллионерами.

 

После развала СССР наши оборонные НИИ практически перестали существовать, да и США к разработке военных технологий потеряли интерес. Конфронтация двух систем закончилась, капитализм победил во всем мире. Монголия и КНДР не в счет. В человеке сформировалось обывательско-потребительское мировоззрение. Какая к черту Луна? Зачем тратить бабки неизвестно на что. Вот смартфон — это да. Автомобиль. Планшет. Дом загородный, шуба жене. Скутер и квадрацикл сыну. А еще горные лыжи, а еще… Короче, хочу, хочу, хочу! А отдохнуть можно и на Канарах. Ну, кто победнее — в Турции. Зачем нам эта Луна? Или Марс?

 

Многое, о чем мечтали писатели-фантасты, стало реальностью (в прошлом веке). Но есть и нерешенные проблемы. Мы так и не открыли антигравитацию, не можем мгновенно перемещаться в пространстве, не преодолели скорость света, не обнаружили межгалактические пространственные переходы — «червоточины», не изобрели машину времени.

 

Но миру капитала эти открытия не нужны. Зачем, скажем, изобретать телепортацию — мгновенное перемещение на большие расстояния? Ведь тогда человечество откажется от самолетов и автомобилей, лопнут все автопроизводители. А как же понты? Перед кем хвастаться новым кроссовером, разгоняющимся до 100 за 4 секунды? Зачем открывать новые миры? Вдруг там алмазов и золота окажется столько, хоть ж… да, да, ей самой ешь?! И все богатства миллиардеров потеряют ценность. А альтернативное топливо? Зачем оно? Ведь оно обесценит нефть, и все американские нефтедоллары превратятся в бумагу!

 

Нет уж. Пусть лучше народы планеты остаются оболваненным быдло. Пусть тыкают пальцами в экраны айфонов, катаются на машинках, жрут бигмаки, пьют колу, покупают сникерсы и памперсы и ни о чем не думают. Только о том, где б чего купить, что б еще сожрать и где взять на это денег. Это есть отупление человечества. Мы попали на остров дураков, с этим надо бороться!

 

В современных условиях развитие науки невозможно без серьезных вложений капитала. Ученым уже недостаточно для опытов двух пробирок, бумаги и карандаша. Необходимы хорошо оснащенные лаборатории. Кроме того, важно готовить специалистов для науки, а не менеджеров и маркетологов. А это невозможно в царстве жуликов и воров. Только социализм может дать человеку свободу мышления и творчества, освободить от пут алчности и стяжательства, открыть дорогу к освоению нового, удовлетворить потребность к познанию и изысканию.