С днем московского таксиста и немного истории

На модерации Отложенный



В эти выходные Москва будет отмечать день московского такси, в частности, завтра, 21 марта, все желающие смогут посетить праздник такси у главного входа ВДНХ, начало праздника в 12:00.

Если в советское время любили повторять за героями «Бриллиантовой руки»: «Наши люди в булочную на такси не ездят», то сейчас ситуация в корне изменилась, сейчас некоторые даже до метро на такси ездят.

Еще два года назад мы с удивлением наблюдали, что московские власти решили наконец менять облик и стиль работы московского такси, в 2012 году было решено, что все московские такси должны стать желтыми, легальными и более доступными. Конечно, «бомбилы» все-таки пока что еще весьма активны, но по по ценовой политике официальное такси сейчас становится всё более популярным. Представители мелких таксомоторных компаний и частники по-прежнему завышают цены и пользуются незнанием города приезжими (мать одного моего минского товарища вообще однажды везли полчаса с Ленинградского вокзала на Казанский), я же всегда рекомендую пользоваться только официальным такси, там все же вероятность такой ситуации сводится к минимуму.
Если сейчас жизнь отечественного таксопарка более-менее стабильна, то история отечественных таксомоторов была непростой и очень запутанной.



Так уж исторически сложилось, что отмечают этот день 22 марта. Именно в этот день в 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальными счетчиками. Хотя, история такси началась намного раньше – в 1896-м году по улицам немецкого города Штутгарта начали курсировать машины «Автомобильно-извозного предприятия».



Российская Империя в ту пору старалась не отставать от европейских соседей по части технических инноваций, но первые отечественные таксомоторы приступили к работе лишь 10 лет спустя. И, что интересно, первое российское такси появилось не в Москве, не в Санкт-Петербурге и даже не в Киеве, а в Верном – столице тогдашней Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. Его владельцем стал коммерсант Бабахан Нурмухаммедбаев, который в 1906 году привёз в Верный автомобиль марки «Berliet», собранный на московском сборочном заводе кузовов «Братья Крыловы».



Вместе с тем, доподлинно известно, что в том же 1906 году в Петербурге был зарегистрирован первый владелец автомобиля, оборудованного счетчиком-таксометром, готовый перевозить господ за определенную плату. В любом случае, уже к концу первого десятилетия ХХ века российский таксопарк начал медленно, но верно расширяться.



В 1913 году Санкт-Петербург уже располагал 328 такси, тогда как Москва — 217. Во время Первой мировой войны таксомоторное движение не прекращалось, хотя мобилизация автомобильного парка для нужд армии значительно сократила количество такси в городах России. Но даже после Октябрьской революции таксомоторы работали в Москве и Питере до середины 1918 года.



Основу российского дореволюционного таксопарка составляли французские машины Charron (87 единиц) и немецкие Opel (51 единица); много было такси Panhard-Levassor (Франция), Adler, NAG, Gaggenau, Stoewer (Германия), а также Rossel-Peugeot, Berliet (Франция), Laurin-Klement (Австрия). А вот из 70-ти зарегистрированных для таксопарка «Руссо-Балтов» не использовался ни один – слишком кощунственной тогда казалась мысль использовать флагман российского автопрома для перевозок подвыпивших мещан.



Однако постановлением Петроградской Трудовой Коммуны от 6 июня 1918 года таксомоторы у частных владельцев были конфискованы (неудивительно при общей тенденции к «коллективизации») и переданы на обслуживание аппарата этой самой Коммуны. Подобная участь, к сожалению, постигла и московские таксомоторы.



Возрожден теперь уже советский автопарк был в разгар НЭПа – в 1925-м году. Поскольку своего автопрома в СССР еще, по сути, не было (не считая малогабаритных грузовиков АМО), в Москву прибыло 120 автомобилей марки «Renault». Окрашены первые советские такси были в черный цвет, за что и получили в народе прозвище «Браунинги».



Первые пятнадцать Renault-KG выехали из ворот гаража в Орликовом переулке 25 июня 1925 и заняли своё исходное рабочее положение на площади трёх вокзалов. Однако использование в Стране Советов импортных таксомоторов противоречило государственной идеологии, да и к началу 1930-х советский автопром худо-бедно начал показывать первые результаты жизнедеятельности.





Первые таксомоторы советского производства появились в 1933 году, когда Горьковский автозавод наладил производство ГАЗ-А. От обычных ГАЗов их отличал лишь таксометр, установленный снаружи кузова. В Москве в небольших количествах работали также ГАЗ-А «Аремкуз».



Вскоре, однако, «русифицированный форд» морально и технически устарел, и на смену ему пришла более современная «Эмка» - «Газ М-1».



Кроме того, с 1936 года на службу в таксопарк поступили и представительские автомобили ЗиС-101 (такой же был у И. В. Сталина), но использовали их, в основном, как маршрутки.



Маршрут их пролегал по Садовому кольцу, а проезд в них стоил рубль (для сравнения – в тот период проезд в метро и в автобусе стоил 50 копеек, проезд в троллейбусе – 40, а проезд в трамвае – 30 копеек).



В отличие от «эмок», мобилизованных в Красную Армию, ЗиСы прослужили в Москве всю войну.



После Великой Отечественной войны жизнь страны постепенно восстанавливалась. Появлялось всё больше практичных решений – так, например, возникла идея использовать в качестве такси малолитражные автомобили, которые расходовали меньше топлива и требовали меньше ухода. В конце сороковых годов один из таксомоторных парков Ленинграда был укомплектован немецкими малолитражками DKW, а в пятидесятые годы таксопарки нескольких городов Советского Союза использовали «Москвичи».
Однако опыт эксплуатации показал, что малолитражкам не по силам долгая работа в качестве такси — суточный пробег около 300 км по самым разным дорогам очень быстро приводит к значительному износу машин.



«Естественный отбор» прошел в пользу машин среднего класса, и победа в номинации «национального таксомотора» досталась «Победе» - первой послевоенной гордости Горьковского автозавода.



«Победа» же стала и первым отечественным таксомотором, получившим специальную окраску. По борту были нанесены белые квадраты, в народе называемые «шашечками». Ранние машины были двухцветными — бежевый верх и с тёмно-синий низ.



Вскоре «Победу» подвинула «Волга» (Газ-21), которая оказалась долгожителем в советском таксопарке – 21-е «Волгари» активно эксплуатировались вплоть до начала 1970-х годов.



В 1961 году окраска такси изменилась. «Шашечки» стали наносить лишь на передние двери, а между ними располагалась большая буква «Т» в круге.



В начале 1970-х в роль национального таксомотора перешла к «Волге» нового поколения - ГАЗ-24-01. В такси работали также универсалы ГАЗ-24-04, в которых сзади размещался дополнительный ряд сидений, вследствие чего в салон помещалось семеро пассажиров. С апреля 1977 года в два раза была увеличена плата за проезд в такси, не изменявшаяся до этого аж с 1948 года. Такая официальная такса просуществовала до апреля 1991 года, когда плата за проезд стала взиматься на договорной основе.



В начале 1990-х годов государственные таксомоторы ушли в небытие, а таксопарки обзавелись в основном маршрутками. Ну и, разумеется, стали процветать частные извозчики, в народе более известные как «бомбилы». «Народными авто» у «бомбил» того времени, как правило, были «копейки» и «шестерки».



В середине 1990-х годов, однако, ситуация немного изменилась - в Москве стали появляться таксомоторные компании, оснащённые «Волгами-31029».



В последние годы ситуация с отечественным таксопарком существенно изменилась, впрочем, об этом уже говорилось, да и чего рассказывать о том, что мы сами сегодня видим.



С Днем Рождения, такси!