Куда исчезают деньги пенсионеров

Куда исчезают деньги пенсионеров
 
© depositphotos.com
Как инфляция и непродуманная реформа оставили россиян без пенсии в будущем
 

Если Вы будущий пенсионер, то при получении «писем счастья» о своих накоплениях в Пенсионном Фонде России или в своем личном кабинете на сайте госуслуги.ру замечали одно название – УК ВЭБ.

Это финансовая организация, управляющая деньгами граждан до их осознанного выбора другой финансовой организации внутри Пенсионного Фонда России или негосударственного пенсионного фонда. Управляющая компания ВнешЭкономБанка – так расшифровывается её название. Компания является прогосударственной и назначена для сбора и инвестирования средств пенсионных накоплений Правительством с самого начала реформы 2002 года.

Тогда же было решено, что вкладываться УК ВЭБ может по определенной инвестиционной декларации. Деньги туда направлялись большими объемами и перед ними встала задача по сохранению (!) средств. О реальной, а не номинальной доходности средств заботились по остаточному принципу, вся система была еще в стадии формирования и тогда некоторые погрешности были допустимы.

В начале двухтысячных оптимисты верили, что население в течение нескольких лет выберет себе что-нибудь из списка компаний и УК ВЭБ будет распределителем средств небольшой части граждан. ПФР избавится от части нагрузки по ведению накопительных счетов, бизнес примет участие в росте пенсий при общем подъеме экономики и всем будет хорошо. К сожалению, население не ринулось ничего выбирать, большинство даже не узнало о такой принципиальной возможности…

И УК ВЭБ вместе с МинФином начали работу по сохранению пенсионных накоплений. МинФин забирал деньги  на расходы бюджета из УК ВЭБ (в том числе на покрытие дефицита бюджета по страховой части пенсии граждан), а за это выдавал гос. облигации (долговые расписки о возврате к определенному сроку) ОФЗ.

И вот здесь проявилась интересная закономерность: покрытие выпусков гос. облигаций, выданных в УК ВЭБ обеспечивало доходность ниже той инфляции, что показывается официально. А страховую часть пенсии тот же Минфин покрывает по официальной инфляции. Экономия налицо, а за подобные действия никто не отвечает.

График доходности пенсионных накоплений по годам (кроме 2014, когда было сделано искусственное обрушение рынка) показывает масштабы потерь будущих пенсионеров, не сделавших выбор по какой-либо причине:

«Выталкивание» из УК ВЭБ с помощью низкой доходности в другие управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды себя не оправдало, но снизило среднюю доходность по основному – «расширенному портфелю» до 6,5% годовых. За чуть более, чем десятилетний период потери только от инфляции составили около трети.

Сейчас в копилке УК ВЭБ находится почти 2 триллиона рублей, из которых округленно – 900 млрд. рублей в гос. бумагах, 600 млрд. рублей в облигациях крупнейших компаний страны и 300 млрд. р. на депозитах самых крупных банков. Денежная масса накоплена достаточная для влияния на экономику страны и используется в рамках стратегии сохранения средств (номинального объема) наиболее эффективно.

Возникает вопрос, почему до сих пор не принята стратегия по сохранению средств в реальном выражении, если за прирост в УК ВЭБ отвечает опосредованно также МинФин. Уже был накоплен определенный опыт, сделаны выводы по различным видам вложений, но нет понимания целостности пенсионной сферы и управления ее отдельными параметрами. Как по облигациям (выпуски в УК ВЭБ), так и по индексации будущей пенсии можно уравнять ставки дохода, ведь в любом случае обременение идет за счет будущего федерального бюджета. Покрывать одну часть пенсии за счет другой одному и тому же работнику за его счет – это очень эффективное решение. Вот еще бы пенсии хватало на полноценную жизнь после выхода на заслуженный отдых… Остается только ждать изменения подхода к накопительной части пенсии граждан и работе УК ВЭБ.

 

Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продуктов ЗАО «СОЛИД Менеджмент», специально для «Рамблер Финансы».