Что такое духовность?

На модерации Отложенный

Большинство людей никогда не задается вопросом о смысле жизни, мы заняты работой, заботами, семьей, собственной значимостью, что скажут люди, чтоб не хуже всех и т.д. Другие пребывают в состоянии духовной и социальной дезориентации. В мире около трехсот религий, бесчисленное множество направлений духовных школ, групп и тренингов, но где счастливые люди? Разве среди наших знакомых найдется хотя бы один искренне счастливый, удовлетворенный жизнью человек? Дело не в местожительстве, уровне жизни или политическом строе. В развитых странах капитализм не крепчает, поддерживаемый народом. Огромные очереди добровольцев, бегущих от «домиков с лужайкой и собакой», направляются в горячие точки, записываются в ООН, чтобы поехать в Африку и работать в лагерях беженцев, теряя все блага цивилизации и получая маленькую зарплату. Жесткий отбор, люди годами ждут очередь.

Навязанные нормы поведения, общественные ценности, известность, власть, семья, богатства не приносят реального удовлетворение и счастья. А что приносит? Каждый человек, решивший ответить себе на этот вопрос, находит другие: «кто Я?», «зачем Я здесь?», «откуда Я пришел и куда иду?», «в чем смысл Жизни?».

Каждый из нас, внутри себя, чувствует, что в жизни упущено что-то очень важное и не может быть, чтобы в нашем существовании не было смысла, а если он есть, то какой? Эти мысли навевают тоску и депрессию, а жить в депрессии никто не хочет. Работа, творчество, алкоголь, секс, наркотики, еда, до определенного времени отвлекают от этих вопросов. Поэтому, когда уже ничего не помогает, некоторым из нас, приходит мысль «что-нибудь почитать», а вдруг и правда, счастье в этой самой духовности? Мы привыкли считать, что духовность, это, прежде всего, религия — только у служителей культа существуют духовные саны.

«Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Вера — признание чего-нибудь истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Верующий — представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира. Для многих верующих их вера является конкретным руководством к действию, опорой, критерием в ситуациях выбора». (Википедия).

С начала времен, в религиозных войнах, верующие разных религий убивали друг-друга, но никто не слышал, чтобы духовные люди убивали друг друга из-за разной духовности.

Есть мнение, что творчество, искусство в целом, и есть духовность. Например, на художника снизошло вдохновение, он пишет картину, выражая на полотне свое душевное состояние. Он испытывает чувство самореализации и эйфорию – неустойчивое, кратковременное состояние эмоционального подъёма, от которого возникает зависимость, как от наркотика. Когда это состояние проходит, наступает творческий кризис, творческие силы на время покидают творца, приходит чувство глубокой неудовлетворенности собой и миром, начинаются душевные ломки, стрессы, депрессии, снова вдохновение, новая волна и т.д. Хороший плотник и строитель – тоже творцы. Предназначение художника, поэта, музыканта – сделать своим искусством мир красивей и прекрасней. Но, творчество не производит качественных изменений в жизни и не дает ответы на основополагающие вопросы. "Духовность не измеряется уровнем образованности, бытовыми привычками и общей культурой, «правильными», с точки зрения господствующей моды, убеждениями, даже личной душевностью и добросердечием. Духовный человек может быть необразован, иметь дурные манеры, очень странные убеждения и скверный характер». (Зиновьев).

Душевность — это доброта, забота, внимание, готовность прийти на помощь, разделить горе и радость. Однако, если «ранимая и тонкая душа», по каждому поводу промокает слезы – это уже не проявление душевности, а эмоциональная неустойчивость. Наблюдая свои самые «сокровенные» душевные чувства, легко убедиться, насколько они переменчивы и поверхностны.

Духовность — потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Весь духовный поиск является поиском Истины, истинной Реальности, т.е. того, что реально. Все вещи рождаются, существуют какое-то время и умирают. Вещи, которые постоянно изменяются, двигаясь к своей смерти, и умирают, не могут называться реальными.

Духовность бывает ложной и истинной. Целью ложной духовности является интеллектуальное понимание и достижение религиозных (духовных) переживаний. Но какое бы не было переживание, оно в любом случае закончится с нашей смертью, поэтому никакой опыт и понимание не является реальностью. Мы знаем, что существует МАТЕРИАльный мир. Соответственно, есть и его противоположность – НЕ МАТЕРИАльный, ДУХовный мир, место, где не действуют законы материального мира. Законы в материальном мире, познаются нами с помощью мышления – умозаключения. Мысль материальна, мыслительный процесс – процесс материальный, поэтому в духовном мире процесс мышления отсутствует.

Целью истинной духовности является не опыт, а познание того кто этот опыт переживает, т.е. ответ на основополагающий вопрос: КТО Я? Если каждый из нас, на какое-то мгновение, может остановить движение своего тела, успокоить эмоции и мысли, то, следовательно, мы не можем являться ничем из перечисленного. Кто тот, кто может наблюдать и контролировать эти три составляющие, и если я этим не являюсь, то, что происходит с «я» после смерти тела? Нас интересуют множество важных вещей, мы изучаем мельчайшие атомы и безграничную вселенную, игнорируя самый очевидный и основополагающий вопрос: «Кто тот, кто этим интересуется?»

Мы с детства приучились отождествлять себя со своим умом, и теперь искренне уверены, что мы и есть ум. В нашем теле много разных органов, один из них мозг. Мозг является частью нашего тела, а ум его наполнением, он не является нашей частью – это просто социальный продукт, нас определенным образом обучили и воспитали, сформировав нужное мышление. Отождествление себя с умом является основной проблемой нашего существования и причиной всех страданий. Мы думаем, что мы есть ум – это невежество и как бы мы свой ум не развивали, какими бы гениями не стали, от этого наше невежество не исчезнет. «То, что вы должны осознать – это сам процесс отождествления с тем, чем вы не являетесь. В данный момент вы отождествлены с умом. Вы думаете, что вы – ум». (Ошо).

Думать возможно только о прошлом или о будущем. Если мы хотим существовать в настоящем, присутствовать здесь и сейчас, то должны остановить внутренний диалог. Наша истинная сущность находится между двумя мыслями – это и есть духовный мир и вход в него возможен только при полной остановке мыслительного процесса.

Иначе говоря, когда мы о чем-то думаем, то пребываем в материальном мире, если, в состоянии бодрствования, процесса мышления нет, то в духовном. Это не сон и не дремота, в момент остановки мышления (медитации) появляется внутреннее ощущение пространственного наблюдения. В этот момент, наблюдатель, которого мы «потеряли» за шумом ума, продолжает процесс восприятия — это и есть истинный ТЫ. В восточной философии подобные состояния называются: наблюдением, свидетельствованием, присутствием, состоянием не-ума, осознанием. По многим причинам в западной философии и религиях таких понятий не существует. Наш мозг создан природой, но ум создан обществом, в котором мы живем, религией, идеологией, которой следуют наши родители, традициями, наукой, системой образования, экономикой и многими другими вещами. Очищение своего ума от заимствованных знаний и является целью духовного развития, это как очистить печень или желудок, когда мы что-то не то съели.

Духовных Путей много, включая религиозные. Как и все идеологии, религии рождаются и умирают, духовность же одна вне времени, она не разделяется на христианскую, католическую или мусульманскую, поэтому истинный духовный человек не может принадлежать конкретной религии. Духовность обнажает социальную ложь, ведёт к пониманию целостности и единства существования, а формированием социального поведения и развитием в нас идеи отделенности занимается психология.

Психология изучает наши душевные переживания, их причины, анализирует состояние нашей психики. Духовность ведёт к себе, к внутреннему бессмертному существу, к полной трансформации. Психология поддерживает интересы государства и общества, не приносит в нашу жизнь трансформации, но помогает лучше приспособиться к окружающему миру и к людям, с которыми нам приходится жить. Психология ориентирована на «другого», развивая в нас ложную личность (эго) она препятствует нам стать индивидуальностью, т.к. индивидуальность представляет опасность для общества. Психология помогает нам умнее дурачить друг - друга и глубже натянуть себе на глаза тот иллюзорный мир, который мы с гордостью называем «Моя жизнь».

Полный текст на www.istinno.info