Коломойский признал что приватизация госсобственности была незаконной. С чего бы это?

На модерации Отложенный


 5 марта в Украине произошло событие, грозящее стране гораздо более опасными последствиями, чем война на Донбассе.

Случилось историческое событие: олигарх признал что госсобтвенность приватизированная в постсоветский период была приватизирована незаконно...

Но, как всегда и бывает с подобными роковыми моментами, прошло оно почти незамеченным. По крайней мере, ни ОБСЕ, ни ЕС, ни США, ни даже местные дозорные всех рангов и типов не ударили по его поводу в колокола.

 А событие, между тем, стряслось небывалое. Война элит вокруг президента Порошенко перешла из статуса холодной в статус войны на уничтожение. Такого Украина не знала и в самые дерзкие времена.

Сегодня заседание Специальной парламентской контрольной комиссии по вопросам приватизации посетил губернатор Днепропетровской области, украинский «Жуков без погон», человек, остановивший «русскую весну» на юге Украины, банкир и промышленник Игорь Коломойский.

Он буквально с порога сообщил опешившим депутатам, что хочет рассказать о том, как происходила приватизация самых лакомых кусков экономики во времена президента Кучмы, какие и за что он, Коломойский, выплачивал взятки зятю президента Виктору Пинчукуэи самому президенту, каким образом получили свои активы другие олигархи и во сколько они обошлись им в реалиях.
Коломойским названы десятки коррупционно приватизированных крупнейших энергоконцернов, добывающих, обрабатывающих предприятий, но прежде всего вскрылась скандальная продажа «Укррудпрома» – одна из самых загадочных в истории приватизации Украины.

Стоимость концерна оценивалась независимыми экспертами в начале 2000-х в 40-50 миллиардов долларов, а он был продан за 500 миллионов.
В этой истории, подводит итог Украинская правда, замешаны все крупнейшие олигархи, которые за счет специально прописанных условий приватизационных конкурсов смогли обзавестись важными сырьевыми активами. Они стали основой для формирования, к примеру, крупнейшего в стране металлургического холдинга «Метинвест», который контролируется Ахметовым и Новинским.

 

Собственно говоря, показаниями Коломойского перед парламентской комиссией дезавуированы итоги приватизации практически всей сердцевины промышленности Украины.
Коломойский предложил парламенту отменить результаты этой коррупционной приватизации и вернуть во владение государства несправедливо приватизированные активы на многие десятки миллиардов долларов. В том числе и активы самого Коломойского.
Признания и поедложения днепропетровского губернатора вызвали шок и ошеломление даже у самых либеральных депутатов парламент.

"В 2004 году состоялась приватизация "Укррудпрома". На мой взгляд, она состоялась незаконно" - сразу заявил Коломойский.
"Я утверждаю не просто как человек со стороны, а как непосредственный участник тех событий и один из бенефициаров этой приватизации" - добавил он.
По убеждению коломойского, приватизация "Укррудпрома" изначально задумывалась так, "чтобы ограничить круг участников будущей возможной приватизации, и для того, чтобы это попало в определенные руки".
Он заявил, что в результате подписания Кучмой закона об особенностях приватизации "Укррудпрома" государство лишилось контрольных пакетов, блокирующих пакетов Южный ГОК, Сухая балка и КЖРК.
"По нынешним оценкам предприятия, которые потеряло государство, сегодня при плохом рынке оцениваются в $ 10 млр" - заявил олигарх.

Вот цитата из стенограммы заседания:
«Лещенко: У меня нет сомнений, что мы с вами единомышленники в вопросе восстановления справедливости при реприватизации, но скажите – вы же тоже были бенефициаром. Вопрос по поводу 5 млн в месяц, которые вы платили Пинчуку в 2004 году – вы считаете, что это была взятка или нет? Если взятка, это явка с повинной с вашей стороны?
Коломойский.: Мы же знаем, что тот, кто дал взятку и первый пришел, сказал об этом — ему ничего за это не будет. (Смех)
Л: То есть вы признаете, что за управление «Укрнафтой» давали 5 млн долларов в месяц?
К.: Да.
Л: Кому именно, на какие счета?
К.: Все предоставлено в английский суд, можем предоставить все сюда. Эти счета идентифицированы как счета Пинчука и Кучмы.
Л.: Оффшор?
К: Да. Но это не «Укррудпром», а «Укрнафта». Но это не только эти деньги. Мы платили эти деньги, а помимо этого платили дивиденды государству и налоги. Но за право получать свои дивиденды нас заставляли из своих дивидендов платить еще по 5 млн Пинчуку.»
Таких вопиющих примеров Коломойским приведено множество.
Он также вспомнил, как в 2013 году произошло "вопиющее событие" - бизнесмен Виктор Пинчук подал судебный иск в Лондонский суд на Коломойского и его бизнес-партнера Геннадия Боголюбова.
"В судебном иске Пинчук рассказывает, что приобрел у меня предприятие Криворожский Железорудный Комбинат (КЖРК). Якобы он заключил с нами сделку, и мы продали ему это предприятие.
"На самом деле, он трактовал в английском суде вымогательство взятки, которая полагалась для Кучмы за подписание закона об особенностях приватизации "Укррудпрома" – заявил Коломойский.


"Все события подробно описаны в моих с Боголюбовым показаниях в Лондонском суде. Трактуются не иначе, как Пинчук вымогает с нас возвращения той взятки. Но он не говорит, что это взятка, а что якобы деньги ему предложены за КЖРК" - рассказывал далее Коломойский.
"Я считаю, что у нас это будет процесс если не века, то показательный процесс времен Кучмы. В случае, если Пинчук не отзовет иск. А есть риск, что отзовет" - резюмировал он.


При этом на вопрос бывшего журналиста, а ныне депутата Сергея Лещенко о том, считает ли Коломойский взяткой "$ 5 млн в месяц, которые он платил Пинчуку в 2004 году за управление "Укрнафтой"" и является ли его выступление "явкой с повинной", олигарх ответил "Да".
При этом со смехом добавил: "Мы же знаем, что тот, кто дал взятку и первый пришел, сказал об этом – ему ничего за это не будет".
Кроме приватизации "Укррудпрома" .Коломойский считает "наиболее вопиющими примерами" также "Криворожсталь" и "Никопольский ферросплавный завод".
Далее, процесс приватизации в период 2010-2014 годов, Коломойский описал так: "Они (режим Януковича) как начали в 2011 году приватизировать, так мы просто читали об этом как сводки из зоны АТО".
"Там Фирташ покупал по нескольку облгазов каждый день, больше никто не участвовал в конкурсе, - всмпомнил Коломойский, - а ДТЭК (Рината Ахметова) покупал облэнерго и генерации".
"То есть у нас играют в футбол все, а выигрывает Германия. В приватизации участвуют все, а покупает исключительно Ахметов" - добавил Коломойский к своему описанию процесса приватизации энергопредприятий.
"То есть нам четко было сказано, что Янукович конкретно вызывал потенциальных покупателей, и говорил, что тут у нас есть системные люди с системными интересами, поэтому особо не суйтесь – "Секир-башка, снег упадет, совсем мертвый будешь!" – рассказал Коломойский подробности активной приватизации в эти четыре года.

Соратник Коломойского Борис Филатов так говорит об этом:

"Кроме того, что обсуждался вопрос "Укррудпрома" – а это была, на самом деле, инициатива господина Ризаненко - обсудить приватизацию "Укррудпрома". И Павел очень сильно удивился, что Коломойский пришел и в этой ситуации оказался как бы сторонником нашей комиссии. Кроме этого, депутаты внесли массу вопросов по другим крупным объектам. "Укртелеком", облгазы и облэнерго, "Киевэнерго" и "Киевводоканал", Одесский припортовый… В действительности, есть целый план работы, который позволит пусть не всю приватизацию в стране изучить и расследовать, но хотя бы наиболее резонансные дела. По этим делам уже есть решение комиссии о внесении их в план работы.
Это было достаточно знаковое рабочее заседание, очень конструктивное. Но "Украинская правда" выдернула лишь часть из происходящего. Основной мотив: вот мы, любимые, пререкаемся с Коломойским по поводу "Укррудпрома". А там еще много было вопросов, которые выносились. Комиссия согласовала календарный план работы, создала соответствующую рабочую группу по противодействию незаконной приватизации, обратилась к ВР с целью разъяснения ее предмета ведения. Заседали где-то 3,5 часа.
По сути заявления Коломойского: что именно он говорил по поводу "Укррудпрома" и в принципе о незаконной приватизации? Насколько я понимаю, он сказал о том, что вынужден был платить своеобразную дань?
На самом деле, я не люблю комментировать чужие слова – вы можете посмотреть в "Украинской правде" так называемую стенограмму. Плюс там были коллеги с "Радио "Свобода" – они тоже это записывали. И я думаю, это тоже вылезет в эфир уже в виде видеоролика.
Основной лейтмотив: он говорил о том, что приватизация "Укррудпрома" была незаконной. Что на самом деле он стоил по тем временам 50 млрд. долларов, а его "распилили", грубо говоря, за 500 млн. долларов. Что он вынужден был участвовать в этой приватизации, потому что до этого против него возбуждались уголовные дела, и ему приходилось находиться за границей. Что он платил вынужденно, под давлением, Кучме и Пинчуку взятки соответствующие. И что он готов давать свидетельские показания, в том числе, и нашей комиссии, по поводу того, что эта приватизация была незаконной."

Что будет дальше делать парламентская комиссия с этими признаниями — не знает пока никто. Даже ее председатель, друг Коломойского и замгубернатора Днепра Борис Филатов.

Взрывчатка, которая накалялась во время Донбасской войны в зарубежных судах, брошена в открытый костер в Киеве. (Информационной справедливости ради следует сказать, что конфликт вынес из подполья сам Пинчук. В Высоком суде Лондона он начал процесс, оспорив покупку Криворожского железорудного комбината. Виктор Пинчук требует от Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова признать его владельцем завода и компенсировать ему многолетние убытки.)

Но одно дело далекий Лондон и прения на английском, другое - прямые обвинения в Раде бывшего президента Украины в получении взяток и демонстрация доказательств.

Особенно на фоне того, что Кучма является одним из реальных приводных ремней Минского движения перемирия.

К чему приведет открытая война бизнес-элит в стране, находящейся на грани банкротства и дезинтеграции? История не знает случаев, когда подобный конфликт приводил бы, мягко говоря, к усилению государства, к победе в войне или хотя бы к росту его авторитета среди союзников. Не думаю, что Украина станет первым исключением из этого правила. Източник