Рыжебородый пловец, Констанцский договор и выгребная яма

Фридрих I, прозванный Барбаросса (Рыжебородый) (1123-1190) — немецкий король и император «Священной Римской империи» из рода Гогенштауфенов, правивший в 1152—1190 гг. Фридрих I стремясь подчинить ломбардские города и обложить их налогами, совершил 5 военных походов в Италию. Издал Ронкальские постановления (1158), поставившие города под власть императорских чиновников.

В 1167 города Северной Италии объединились, создав Ломбардскую лигу, чтобы дать отпор императору «Священной Римской империи». Ломбардская лига (итал. Lega Lombarda) — это союз 16 северо-итальянских городов. В состав Лиги входили Милан, Болонья, Падуя и другие города. Города заручились поддержкой Папы и практически отвоевали себе независимость. Решающей стала битва 20 мая 1176 г. под Леньяно. В 1183 году Император подписал Констанцский мир, по которому городам возвращались все отнятые, было, привилегии и предоставлялась еще более широкая автономия управления.

«Однако города, объединившись в 1167 в Ломбардскую лигу и заключив союз с папой, нанесли сокрушительное поражение Фридриху I при Леньяно (1176) и заставили его отказаться от Ронкальских постановлений (Констанцский мир 1183)». ©

Энциклопедия пишет: «Страшное поражение Фридриха при Леньяно (1176) привело сперва к 6-летнему перемирию, а потом к Констанцскому миру (1183), по которому города возвратили себе старые вольности; за императором осталась лишь тень власти».

В дальнейшем Фридрих в 1190 году возглавил 3-й крестовый поход, однако 10 июня 1190 на пути к Святой Земле утонул, преодолевая верхом небольшую речку Салеф. Лошадь поскользнулась, а сам Фридрих плавать, видимо, не умел.

Но есть во всей этой истории что-то странное: ну проиграл Фридрих сражение с альянсом Папы и Ломбардской лиги — но подписал столь нежеланный договор только 7 лет спустя. Так что, похоже, не «страшное поражение» сподвигло на это Фридриха. Он вовсе не потерял уверенность, что расквитается с наглой Ломбардией, и семь лет в Германии вел переговоры с потенциальными союзниками против Лиги. И вот в 1183 году все его союзники собрались на рейхстаг (имперский сейм) в Эрфуртском замке, где, кажется, впоследствии и Лютер будет писать свои работы и переводить Библию на немецкий.

Что-то случилось именно на этом рейхстаге, что изменило ход европейской истории и вынудило Фридриха подписать Констанцский мир, который фактически оформил автономию городов Ломбардии, и прошлое поражение тут совсем не причем.

Возникает вопрос: Что помешало Императору договориться с союзниками? Но об этом почему-то молчат энциклопедии...


 
     Так что же случилось с Фридрихом Барбароссой в 1183 году?
 
«Это было, возможно, самым большим собранием князей и рыцарей, которое происходило в средние века.

Блеск и великолепие художественного убранства и платьев наполнили всю Европу удивлением и почтением. Но...»

«..Если мы посмотрим на замки и королевские дворцы, мы, к своему изумлению, увидим, что даже здесь условия были почти такими же. Никто в те дни и не мечтал о канализации или коллекторах, уносящих в подходящее место вне города или замка продукты жизнедеятельности людей и животных. Эта проблема, которая людям шестнадцатого столетия вообще не казался проблемой, была решена в пределах замков и дворцов самым простым из возможных способов: обычно в середине комплекса зданий устраивалась выгребная яма — конечно, без слива для содержимого — где все дерьмо могло быть свалено. Такие места свала нечистот, где грязь и отбросы собирались не только в течение многих десятилетий, но и в течение многих столетий, иногда принимали пропорции фактического подземного meres (от лат. mare - широкое озеро), подпочвенных резервуаров или озер как, например, в Эрфуртском замке, в котором Император Фредерик Барбаросса объявил рейхстаг в 1183 году.
 
Это было, возможно, самым большим собранием князей и рыцарей, которое происходило в средние века. Блеск и великолепие художественного убранства и платьев наполнили всю Европу удивлением и почтением. Но особый конец был предназначен этому великолепию, затмивший все в ужасе. Ибо как раз в то самое время, когда вся ассамблея собралась в большом зале, балки, поддерживающие пол, внезапно не выдержали, ибо подгнили под действием испарений и влажности, поднимающихся из старого, столетнего полужидкого дерьма, разлагающегося под залом. Тем, кому удалось спастись от бедствия, показалось, что как будто бы тайная сила внезапно обрушила пол, сбросив восемь принцев, многочисленных дворян, более сотни рыцарей и еще многих из более низкого сословия в главный коллектор замка, где они встретили ужасную смерть.

Императору Фредерику Барбароссе удалось спасти свою жизнь, уцепившись за оконный проем, откуда его затем спустили наружу на веревке.

«Sic pereat gloria mundi».

Самое удивительное в этом случае — то, что никто, кажется, и не подозревал о существовании выгребной ямы внизу, хотя атмосфера в зале явно была насыщена запахом, являющимся результатом этого старого столетнего накопления отбросов жизнедеятельности животных и людей. Единственное объяснение состоит в том, что все эти князья и дворяне, включая Императора, столь принюхались к этому вездесущему аромату, что их носы давно прекратили реагировать. Кроме того, большой зал был, по всей вероятности, наполнен ароматическим дымом можжевельника, ели и других ароматных деревьев, горящих в специально сделанных земляных горшочках, чтобы заглушить остатки обоняния».*

* Are Waerland. In the cauldron of desease, 1934 ©
Fernando Linderberg. Borgernes Fremkomst, 1908 ©