Почему Путин не боится убивать своих врагов

На модерации Отложенный

 

Российский президент получает от убийства Немцова такую же выгоду, как и от поражений украинской армии: это подкармливает его образ как человека, противостоять которому опасно, пишет Леонид Бершидский в блогах "Нового времени". 

Российский президент Владимир Путин хочет убедить общество, что ему невыгодна смерть Бориса Немцова, и некоторые союзники убитого оппозиционера, похоже, даже соглашаются с этим. Вот только Путин уже использовал это пропагандистское оправдание раньше, и я не вижу причин верить ему в этот раз. Убийство Немцова, вне зависимости от того, кто его заказал, а кто нажал на курок, играет на руку российскому лидеру больше, чем кому либо-другому.  

Реакция Путина на смерть Немцова до странности напоминает то, как российский президент вел себя после убийства журналистки Анны Политковской в 2006 году. «Ее влияние на политическую жизнь страны было минимальным, – заявил он тогда на пресс-конференции. – Убийство такого человека, жестокое убийство женщины и матери, явно направлено против нашей страны, против России, против правительства. Это убийство нанесло власти куда больший вред, чем ее статьи».

После убийства Немцова Путин отправил телеграмму с соболезнованиями матери своего оппонента, назвав убийство «жестоким и циничным». Его пресс-секретарь Дмитрий Песков сказал ежедневнику «Коммерсант», что Немцов «не представлял какой-либо угрозы, имеется в виду, разумеется, политической, для действующего руководства России и для Владимира Путина. Если мы сопоставим уровень популярности, рейтинги Путина, правительства в целом и так далее, то в целом Борис Немцов был чуть более чем среднестатистический гражданин».

Элементы те же: сочувствие к матерям, оскорбленная гордость, слабые похвалы (в случае Политковской Путин отметил ее популярность среди правозащитников, в случае Немцова – его прямоту). По какой-то загадочной причине это неискреннее сочетание производит впечатление даже на некоторых умных людей. 

 

Врагов Путина периодически находят мертвыми, а вот все его ключевые сторонники живы-здоровы

«Это очевидная провокация, которая явно не несет никакой пользы Путину», - цитирует Газета.ру подругу и союзницу Немцова Ирину Хакамаду. «Если считать Путина человеком расчетливым, умным, четко и холодно взвешивающим все плюсы и минусы – а таким считает его весь мир, – то убирать Немцова не только не имело для него смысла, а наоборот, могло только нанести ущерб – и нанесло», - написал в своем блоге один из наиболее уважаемых политических журналистов в России Владимир Познер.

Проблема этих заявлений в том, что они никогда не уточняют, каким образом убийство Немцова вредит Путину.

Сделает его злодеем в глазах мировой общественности? Но тут Путину бояться уже нечего: Запад и так уже винит его в войне на востоке Украины и в катастрофе малазийского Боинга. Британский суд расследует отравление полонием бывшего агента КГБ Александра Литвиненко, и в деле есть серьезные доказательства того, что за убийством стояла Москва. Репутация Путина такова, что вряд ли еще одно убийство сможет существенно ее ухудшить.

Могло ли убийство Немцова повредить Путину, заставив сплотиться внутреннюю оппозицию? Это имело бы смысл, если бы оно привело к мощной волне протестов. Но дело ограничилось маршем, в котором участвовало 50 000 человек – всего 0,4% населения Москвы. Участники марша послушно прошли через металлодетекторы, а после мирно разошлись по домам. Это была не революция, а очередная демонстрация того, что даже такое событие, как убийство Немцова, не может подстегнуть к действию антипутинское движение.

Путин получает от убийства Немцова такую же выгоду, как и от поражений украинской армии: это подкармливает его образ как человека, противостоять которому опасно. Не имеет значения сколько табличек «я не боюсь» поднимают люди на митингах – думая о нем, они ощущают, как пугающий холодок проходит по спине. Не буду скрывать – и у меня тоже.

Для авторитарных лидеров страх – могучее оружие, и Путин тут не исключение. Это не означает, что он лично «заказал» своего оппонента: у российского президента есть много союзников и сторонников, которым не нужны инструкции.

Сами обстоятельства убийства подтверждают, что его не мог совершить одиночка. Записей с места преступления, которые можно было бы использовать, не осталось – а ведь речь идет о прикремлевской зоне, буквально напичканной видеокамерами. Но оказалось, что камеры были отключены для ремонта.

Старый друг и соратник Немцова Владимир Милов написал в связи с этим: «Путин показал, что готов идти на войну, потери, санкции, международную изоляцию - все ради каких-то своих, понятных одному ему "сакральных" и "стратегических" целей».

В пользу подозрений Милова говорит то, что врагов Путина периодически находят мертвыми – депутата-либерала Сергея Юшенкова в 2003, Политковскую и Литвиненко в 2006, Немцова в 2015 – а вот все его ключевые сторонники живы-здоровы. Технические особенности убийств беспокоят только друзей и родственников погибших, а вот мы можем заметить тенденцию. Критикам Путина, стоит приложить все усилия, чтобы обеспечить свою безопасность.

 

Оригинал текста опубликован на Bloomberg View.