Не оскорбляйте клоунов

На модерации Отложенный

Можно понять людей, которые продают товар. Они его, естественно, рекламируют. Пространные бредни о достоинствах товара обычно запоминаются плохо, поэтому рекламисты выдумывают короткие и понятные формулировки. Так появился жанр слогана. Когда коротко и ясно можно выразить суть, достоинства, назначение товара и даже степень его свежести.

 

Например, фраза « У нас они самые твёрдые» сама по себе звучит глупо, но когда вы узнаёте, что относится она к абразивным отрезным кругам для шлифмашинок, то есть к вполне конкретному материальному предмету, вы хоть и по-прежнему продолжаете считать её глупой, но уже допускаете её право на существование в определённом контексте. И вот жанр слогана, совершив победное шествие по всем составляющим рекламы материальных ценностей, добрался до рекламы политической.

 

Кто-то мудрый рассудил так, что если это работает, то должно работать везде. Не знаю, как оно там работает, но как выглядит, можно убедиться на примере одного политического мероприятия. Поминальный марш по Немцову изобиловал всевозможными образцами политической рекламы.

 

Этот марш, похоже, изначально планировался не как акция скорби, а как выставка достижений рекламного бизнеса. Оставим в стороне сомнительные сроки, в которые уложились доблестные рекламные бойцы, чтобы изготовить все эти чудеса, уделим внимание содержанию плакатов и лозунгов. А содержание – это ведь особая гордость организаторов. Это ведь, в их понимании, креатив. Креатив превыше смысла. Креатив ради креатива. Ох, не зря существует понятие «креативный класс». Да, мы увидели торжество беспредельного креатива, или беспредельное торжество креатива, что, в принципе, одно и то же. И даже смею утверждать, что креатива там было существенно меньше, чем беспредела.

 

Беспредел отсутствия вкуса и совести – вот что бросается в глаза, когда смотришь на фотографии с лозунгами этого шествия. Так как лозунгов там было больше, чем людей… Что? Людей было всё-таки больше? Ну, не знаю, не знаю. Может, просто я смотрел на это глазами дилетанта, но ведь большинство людей, населяющих нашу планету, далеки от нюансов рекламного бизнеса, поэтому так и смотрим. И что видим?

Огроменное количество флагов. Эти флаги заслоняют людей. Людей почти не видно, они визуально тонут в море флагов. И вообще мне всегда казалось, что траурным цветом в русской традиции был черный. Значит, в траурном шествии этот цвет должен стать основным. Какого цвета шествие? Чёрного, - так должен видеть наблюдатель. Но явно доминируют белый-красный-синий с примесью желтого. Черный, конечно, есть, но его парадоксально мало. Просто яркие цвета излишне большого количества флагов заглушают тот цвет, который должен преобладать.

 

Нет слов, организаторы сделали роскошный центральный банер. Он черный с красными буквами – всё правильно. Он с портретом. Он качественный. Даже точнее, высококачественный. Он дорогой. И на изготовление такого уходит много времени, но не будем вспоминать о времени на изготовление, а обратим внимание на содержание надписи.

«Герои не умирают», - гласит первая часть; «Эти пули - в каждого из нас», - вторая.

То есть два утверждения, когда их читаешь вот так, рядом, практически в одной фразе, на одной линии, на одном потрясающе качественном (дорогущем) банере, почему-то производят противоречивое впечатление. Да, но они реально противоречат одно другому. Допустим, герои не умирают. Допустим, хотя это утверждение сразу опровергает причину митинга, так и хочется спросить:

- Если герой не умер, то по какому поводу собрание? Или всё-таки умирают? Ну, да, конечно, герои умирают, ибо именно эту истину до нас доводит вторая часть банера.

«Эти пули - в каждого из нас». Значит, сим утверждается, что были там пули, их было много, и в цель они всё-таки попали, хоть и не все. И вот тут приходим к явному противоречию. Ведь граждане знают, что пули, по материалам следствия, делятся на две категории: на те, которые сделали своё черное дело и героя всё же умертвили, и на те, которые не попали. И тут стоит спросить авторов гениальной фразы:

- О каких пулях речь?

Туманно все это и наводит на мысль, что в тот момент, когда утверждали текст, точно знали, что пули будут, но не знали, какие из них попадут. Так какие пули предназначены всем нам? Хочется верить в те, которые пролетели мимо.

«Борись» - это верхний предел креативной мысли. Впечатление такое, что с этой этикеткой ходил чуть ли не каждый второй. Борись – это хорошо. Бороться надо. Просто бороться. Делать ведь всё равно не хрен, так давайте бороться. Это вообще что? – хочется спросить авторов этикетки. Это совет заняться спортом? Дзю-до? Так Путин уже следует вашему совету. Станем как Путин? Все пойдём бороться? Или всё-таки теннис? Или горные лыжи? Или не спорт? Тогда что? Просто бороться. Так вот слово «борись» без конкретики, без смысловой привязки к чему-либо – это показатель тупорылия организаторов. Эти идиоты такое где-то ещё и печатали, и в огромном количестве экземпляров. И когда видишь такие этикетки, то появляется желание бороться исключительно с теми, кто с умным выражением лица держит их перед своим носом. Так ведь это гениально, - говорят креативщики, - ведь покойного звали Борис.

 

Ах, вот в чём дело. То есть вот эта надпись существует только для того, чтобы продемонстрировать нам изумительную креативность креативщика, креативно догадавшегося обыграть имя покойного в бессмысленном выражении. И до креативщиков даже не дошло, что это издевательство над покойником, отдаёт детсадовскими дразнилками типа «Федот, но не тот». Так вот выяснилось, что Борис – это имя покойного, а поэтому на горизонте появляется…

Ещё одна придурь: «Я – Борис». Пик западной креативной мысли. Переняли. То есть мы видим ещё одно «Ебдо». Ладно. Раз так, простим, пожалуй. Европа всё-таки. Европа для креативщика – это свято, так что не будем обижать верующих. Митинг должен выглядеть по-Европейски. Хоть там и не все Борисы, но в Европе так принято.

Я так понимаю, в какой-то момент все европейцы должны как по команде в кого-то превращаться. Это игра такая. То они все «Ебдо», то теперь вот «Борисы». Особенно классно «Я – Борис» смотрится в руках женщин.

 

Впечатляет требование: «Я – Борис. Власть, убей меня». Тут вообще сразу много мыслей возникает на тему: А почему власть должна убить всех Борисов? И какая власть – местная, центральная, или власть какой страны, или НАТО, или ООН, или Общество охотников-любителей, или Союз писателей? Почему власть должна убивать? Но ведь именно власть убила Бориса, - утверждают креативщики. Да? Но ведь расследование только началось, ещё ничего не ясно? Ну ладно, пусть будет «власть убила», но позвольте не согласиться с таким утверждением. Почему? А потому что у нас на самом видном месте маячат портреты покойного с креативной фразой «Пропаганда убивает!», в чёрной рамке. Когда такое видишь, то почему-то вспоминается «Курение убивает» на сигаретах, но это не главное. Самое-то главное, что следствие можно не проводить. Нафиг нужно напрягаться, когда и так всё ясно. Герой убит пропагандой! Злобная пропаганда подкралась к нему под покровом ночи и предательски выпустила в него почти всю обойму, хоть и не точно. Или нет? Это не пропаганда подкралась. Это герой так долго занимался пропагандой, что она его доконала. Так?

Тоже не так.

 

А как вообще убивает пропаганда? Это нам что теперь, вообще лучше от неё держаться как можно дальше? Я давно подозревал, что надо всё на хрен закрыть – все эти телевизоры, газеты, журналы, инеты – и в тайгу. Как можно дальше в тайгу – только сосны и медведи. И никаких «Борисов», и никакой «Пропаганды», и никто никого не убьёт.

Но что же останавливает нас на пути благородного ухода в тайгу от житейских проблем и происков злобной пропаганды? Ещё одна креативная мысль, воплощённая в плакате, просто заставляет остановиться и надолго задуматься о странностях человеческого мышления, о тех неожиданных крутых поворотах какие приходится преодолевать сознанию, чтобы понять логику плаката «Я не боюсь». Это к чему? Учитывая, что суть марша – это поминки, траур, то следует предположить, что автор такой мудрой мысли не боится покойников, о чём и хотел нам сообщить в плакате. Но таких плакатов много. То есть многие не боятся. Порадуемся за них. Они не боятся. И не надо. И не бойтесь дальше. Или они не боятся чего-то другого? Понятно, героя убили, а этим людям не страшно. То есть когда кого-то убивают – это не страшно. Ну, не знаю, кажется, нормальным людям, когда кого-то убивают, если хоть и не совсем страшно, то всё-таки как-то муторно на душе, и как-то не по себе. А тут коротко и ясно «Я не боюсь», стреляйте дальше, хоть всех перестреляйте «Я не боюсь», мне похрен. Так что в тайгу можно от пропаганды-убийцы не убегать. Все ведь «Я не боюсь».

 

Тут подсказывают, что эти люди не боятся, что убьют их самих. Ах, вона как ана усё заверчено-то. Так, а какого они тогда тут делают, если им и так не страшно? Пропаганда убивает, косит героев направо и налево, а этим всё по-барабану. Конечно, чё им бояться, они не герои. Так вот и не боятся.

Пропаганда убивает только героев, но герои не умирают, а пули летят в каждого из нас, но мы не боимся, потому что мы не герои, а просто мимо проходили.

 

Тогда всё в порядке. Выходит, всё нормально. Тогда зачем собрались?

Ах, героя всё-таки убили. Герой умер. И вот ещё одна креативная идея вгоняет человека в транс, заставляет вырубиться на месте от великого горя. Но это вовсе не горе по безвременно усопшему. Это чувство горечи от безысходности, когда понимаешь, что нас уже не спасёт даже уход в тайгу. Нас вообще ничего не спасёт, так как среди нас существуют люди, которые способны с самодовольной ухмылкой на лице держать в руках скромный плакатик с изуверской в данном случае надписью: «Борис, мы помним. Не простим».

 

Учитывая тот факт, что политики – люди по своей сути вообще-то противоречивые, они далеко не ангелы, у каждого есть свои недостатки, но, тем не менее, любопытно узнать, что такое мог совершить погибший герой, чего ему не простят, и что ему всегда припомнят. Понимаю, что креативщик в этом случае хотел сварганить что-то вроде классического «Помним,скорбим». Ну, так бы и написал. Но ведь он креативщик, и это отображается на его лице в виде самодовольной ухмылки: «Какой я молодец, как здорово придумал». Так вот «не простим» сразу после «помним» - воспринимается как «мы всё тебе припомним и не простим твои тёмные делишки».

 

«Не простим» - это вообще уроза. И если кого-то или кому-то собираются «Не прощать», то здесь обязательно должно быть уточнение, как и в случае с «Борись». Вполне уместно такое выражение как, например, «убийцам нет прощения», но ведь креативщик не может изъясняться по-простолюдински, он ведь представитель креативного класса, а значит, в его формулировках должно содержаться два, а то и три подтекста. Это у них пристрастие такое к двусмысленностям. Это чтобы потом изворачиваться удобно было, при любой власти.

Что касается власти, так я привык ругать власть действующую, чтобы она действовала не как обычно, а максимально эффективно. Говорят, есть оппозиция, которая призвана сменить действующую власть. И оппозиция эта, мол, такая вся из себя креативная, что способна построить рай на Земле.

И что я вижу на торжественном марше цвета креативного мышления? Господи, какая же из них будет власть, если они даже своего бывшего соратника, так сказать, друга, товарища и брата помянуть как следует не могут. По организации этого марша видно, как они будут управлять страной. Вбухали бабло в тупые лозунги, заказали кучу банеров и портретов, пригласили изменников из соседней страны, хвастаются тем, что «всё быстро подготовили». Какие молодцы, даже футболки с украинскими надписями успели напечатать. А смысл, а логика, где? Понимания простых вещей нет. Нахватались установок из амеровских пособий по рекламе.

Вкуса нет, достоинства нет, совести нет, даже малейшего понятия о приличиях нет, чувства меры нет. И одна забота у них: собрать как можно больше людей на митинг. А зачем больше-то?

Ведь если оппозиция претендует на власть, она первым делом должна стать честной. Если хотели достойно помянуть своего соратника, то собирать надо не всех подряд (и врагов, и друзей, и равнодушных), а только тех, кто покойного уважал. И пусть их будет не очень много, и пусть у них будет только один портрет и один флаг, и пусть они скромно наденут траурные ленты и повязки, и лозунг тоже только один оставить, самый простой, без намёков и двусмысленностей. И пусть даже этих людей будет всего сотня или две, но мы увидим в организации поминального шествия смысл, сдержанную красоту траурной церемонии, мы увидим достоинство участников шествия, ибо не будут они махать дурацкими плакатиками с идиотскими надписями, а в строгом величественном молчании пройдут к месту проведения митинга. Произнесут мудрые и немногословные речи, где помянут покойного, а не будут беспричинно лыбиться, позируя перед камерами в футболке с надписью, смысловое значение которой: «Я – Борис» равно «Я – покойный».

Да, именно так. Все эти приравнивания себя к тем, кто пострадал, или кого убили – это воздействие на вербальном уровне на людей. Это проверка уровня покорности. Заказчики проверяют готовность к подчинению. Если человеку дают в руки идиотский плакатик, и человек не способен от него отказаться, или осознать неуместность этого плаката при данных обстоятельствах, то всё – человек подчинён. Кому и для чего он подчинён – это уже другой вопрос. Но как могут эти подчинённые и зависимые психически не совсем здоровые люди претендовать на власть? Почему я решил, что они не здоровы психически? Ну, как же, ведь видно по ним, видно по тем фотографиям, которые они с гордостью выложили во всех дырах инета. Они не понимают, что рекламный слоган на траурном мероприятии выглядит примерно так же, как траурный венок на свадьбе. Обилие разноцветных флагов, хоть и государственных, похоже на карнавал; весёлые улыбки – это неуважение; обилие портретов усопшего – это дурной вкус. И если эти люди, именуя себя оппозицией, заявляют свои претензии на власть, но не способны понять такие простые вещи, то как нам к ним относиться?

Говорят, они похожи на клоунов. Ну, нееет…. Только не на клоунов. Клоуны умные и добрые.

 

И вот что я подумал. Раз уж этим оппозиционерам можно ходить с плакатами даже на похоронах и поминках, то я тоже (как борец за справедливость, защитник прав блондинок и клоунов) должен выдать текст для плакатика:

 

НЕ ОСКОРБЛЯЙТЕ КЛОУНОВ СРАВНЕНИЕМ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РОССИЙСКОЙ ОППОЗИЦИИ!