Российский кризис может сказать «Нет!» белорусской АЭС

На модерации Отложенный

Белорусская АЭС заработает в положенный срок, уверяют власти. Эксперты испытывают скепсис на этот счет. По их мнению, ухудшение экономической ситуации в России отдаляет перспективы своевременного запуска Белорусской АЭС

«У нас все идет по графику» 

Реализация крупнейшего инвестиционного проекта — строительство белорусской АЭС мощностью 2400 МВт — ведется в четком соответствии с графиком, сообщает пресс-служба Кремля. «Стоимость контракта — около 10 млрд. долларов. Запуск первого энергоблока АЭС намечен на 2018 год», — подчеркивает пресс-служба российского президента. 

Запуск второго энергоблока Белорусской АЭС запланирован на 2020 год. 

Ранее стороны брали на себя обязательства по вводу в эксплуатацию первого энергоблока АЭС в 2017 году, второго — в 2018 году. Эти сроки были прописаны в соглашении от 15 марта 2011 года между правительством Беларуси и правительством РФ о сотрудничестве в строительстве на территории Беларуси атомной электростанции. 25 февраля 2015 года Палата представителей ратифицировала протокол о внесении изменений в белорусско-российское межправительственное соглашение, где сроки ввода энергоблоков изменены соответственно на 2018 и 2020 годы. 

«Уже давным-давно речь идет о 2018 и 2020 годах. Эти сроки определены в генеральном контракте на строительство белорусской АЭС, который был подписан 18 июля 2012 года. Межправительственное соглашение заключалось 15 марта 2011 года. Тогда думали, что, наверное, энергоблоки будут введены в эксплуатацию в 2017 и 2018 годах. Когда стали просчитывать досконально, тогда стали понятны четкие и реальные сроки. То есть, тут речь не идет о смещении сроков. У нас все идет по графику. Нет никаких отставаний», — рассказали Naviny.by в Департаменте по ядерной энергетике Министерства энергетики Беларуси. 

По словам представителей департамента, нынешнее ухудшение экономической ситуации в России никак не отражается на исполнении генерального контракта. 

«Ну и что, что ситуация в России ухудшается. Тем не менее, они строят АЭС в Турции. Сейчас заключили соглашение с Египтом. Ничего мы пока не сдвигали. Пока, слава Богу, в графике», — говорят специалисты департамента. 

Министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик не сомневается, что сроки введения в эксплуатацию первого и второго блока АЭС будут выполнены. 

«Мы постоянно наращиваем количество работающих на сооружении атомной станции. Их максимальное количество будет в 2016-2017 годах. Мы готовим всю необходимую инфраструктуру, чтобы принять строителей, монтажников, всех, кто связан со строительством АЭС. В Островце одновременно, по сути, строится новый город. На сегодня на объекте работает около трех тысяч строителей из Беларуси и России», — заявил Владимир Потупчик


«Ядерная история — это история незавершенных проектов» 

Руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров полагает, что реализация проекта белорусской АЭС во многом будет зависеть от дальнейшего развития экономической ситуации в России. 

«Формально внешние обязательства руководство России обещало выполнять, поэтому если череда дойдет до них, то до этого сократят социальные и экологические программы внутри России. Поможет ли это избежать дальнейшего обрезания внешних обязательств — неизвестно, так как при стоимости нефти в 50 долларов за баррель сокращений внутренних социальных и других обязательств может быть достаточно, чтобы пережить 2-3 года.

Дальше — как будут вести себя цены на нефть», — считает Владимир Чупров. 

Международный консультант по вопросам энергетической и атомной политики Майкл Шнайдер в принципе сомневается, что Белорусская АЭС когда-либо заработает. 

По его словам, экономические трудности в России уже повлияли на планы по строительству ядерных ректоров в стране. 

«Все четыре из запланированных реакторов Ленинградской АЭС-2 уже официально на год отстают от графика. Кстати, ЛАЭС-2 имеет такой же тип реактора, как и строящаяся белорусская АЭС. Вообще, все девять энергоблоков, которые строятся в России, уже несколько лет отстают от графика», — отмечает Майкл Шнайдер. 

По его мнению, нет никакой гарантии, что строящийся ядерный реактор в Беларуси когда-либо будет генерировать электроэнергию. 

«Ядерная история — это история незавершенных проектов. Более 250 заказов на строительство реакторов были отменены на различных стадиях строительства, в том числе и на 100% завершенные блоки, которые так никогда и не были включены», — рассказывает Майкл Шнайдер.

Эксперт напомнил ситуацию со строительством атомной станции «Белене» в Болгарии, от которого страна после продолжавшихся более 20 лет попыток запустить проект и уже подписанного с «Росатомом» контракта все же отказалась. 

Если для «Белене» был изготовлен только один реактор и часть оборудования, то на Тайване, где уже работают три АЭС, власти решили закрыть фактически готовую к пуску четвертую атомную станцию. На такой шаг правящая партия пошла в результате массовых протестов населения, взволнованных аварией на японской «Фукусиме» и не желавших повторения этой катастрофы у себя дома. За почти 15 лет строительства станции на нее было потрачено порядка 10 млрд. долларов. Сейчас станция законсервирована.  

«Другими словами, сегодня нет абсолютно никакой гарантии, что Белорусская АЭС будет когда-либо поставлять электричество», — считает Майкл Шнайдер. 


«Видится целесообразным…» 

В качестве альтернативы атомной энергетике Владимир Чупров видит развитие в Беларуси возобновляемых источников энергии. В 2009 году руководитель энергетической программы «Гринпис России» вместе с коллегами провел исследование «Снижение потребления природного газа в Беларуси: ядерный и инновационный сценарии». 

Как показали расчеты экспертов, строительство АЭС в Беларуси позволяет заместить 3,51-4,35 млрд. кубометров газа. В то время как инновационный сценарий позволяет снизить потребление газа на 9,2 млрд. кубометров. При этом удельные затраты на единицу сэкономленного газа в инновационном сценарии на 20-30% меньше, чем в ядерном сценарии. 

«С учетом этого видится целесообразным, как минимум, отложить решение о строительстве АЭС. Как максимум, принять решение о развитии в республике возобновляемой энергетики — до 2020 года на основе биомассы и утилизации ветрового потенциала, а в перспективе и солнечной энергии», — делают вывод эксперты