ОДОЛИМА ЛИ КСЕНОФОБИЯ?

На модерации Отложенный

ОДОЛИМА ЛИ КСЕНОФОБИЯ? Анатолий МОСТОВОЙ "...Культура и сформировавшая ее религия пронизывают все сознание людей и оказывают решающее влияние на форму их индивидуального и общественного существования, а потому культурная унификация в масштабе всего мира невозможна" Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архирейском соборе Русской Православной Церкви 3 октября 2004 года. Начну со свидетельств. Они подлинные, лишь имена авторов скрыл, не у всех просил разрешение на публикацию. И ещё. Надеюсь, меня не обвинят в разжигании межнациональной розни. Это бессмысленно уже потому, что миллионы таких же очевидцев (и жертв) не давали подписок “о неразглашении”. Они и куда более страшные вещи не единожды рассказывали другим миллионам… “Я с женой и годовалым ребёнком проживал в посёлке геологоразведки. Работал водителем у главного инженера (русского). Его сняли, поставили другого (казаха). Тут всё и началось. Сначала нам дали официальное предупреждение, чтобы мы освободили жильё в течение месяца. Потом предложили перейти на другую работу и передать машину. Моя жена работала в гардеробе и, приходя с работы, жаловалась, что русских почти совсем не осталось, а остальные казахи. В гардеробе плюют, мусорят, и ничего сказать нельзя, сразу в ответ: “Ты сама русская свинья, езжай в свою Россию, а тут мы хозяева, что хотим, то и делаем”… “Моя дочь возвращалась вечером домой, когда её схватили, говоря при этом, что будут делать с ней, что захотят, а им за это ничего не будет, ей, русской, никто не поверит. Благо мы с соседом услышали её крик, успели подбежать и отнять у трёх парней. И это не единственный случай унижения со стороны местного населения по национальному признаку. В выходной день мой сын стоял в очереди за продуктами. Молодой продавец без очереди отпускал всем подходившим местным. Когда мой сын сделал ему замечание, то услышал в ответ: “Это вы, русские, у нас всё съели, теперь езжайте в свою Россию, там вам тоже будет без очереди”. На работе мне сказали, чтобы я искал другое место, так как им нужно двигать национальные кадры. Разумеется, это всё в устной форме, и если и будешь жаловаться, то тебе никто не поверит”. “Еду в автобусе на работу, вваливается в салон мужчина-узбек, молодой, лет 30-ти, и требует от меня, чтобы я встала: “Ты, русская, должна стоять, когда узбеку рядом негде сесть, потому, что ты в Узбекистане живешь, вы служить нам должны”. Я отказалась, тогда он начал избивать меня, и ему никто слова не сказал. Не раз в почтовом ящике находили записки: “Русские, вон из Узбекистана”. Как-то пришли двое мужчин к нам домой: “Даём вам 500 русских рублей и поможем контейнер отправить, уезжайте, нечего квартиру занимать. А не то по-другому разговаривать будем”. “Однажды меня сильно избили, хотели заставить встать на колени. Заставляют не продать, а подарить нашу квартиру. Мою жену унижают, лапают, позволяют себе всё, что захотят. Жена моя каждый день плачет: “Почему нас так ненавидят, ведь мы не виноваты, что здесь родились”. “Мой сын пришёл домой зверски избитый, одежда вся порвана. Он сказал, что избили соседские мальчишки, требовали денег за то, что он ходит по их земле. Я пошёл к родителям одного. Мать его мягко пожурила, хотя моего били пять человек и её сын был за главного. Через три дня они опять избили моего сына. Я взял справку судмедэксперта и обратился в милицию. Через некоторое время нас вызвали и следователь стал говорить, что он всё выяснил и мой сын сам упал. Когда я возразил, сказав, что тогда он должен был упасть 10-15 раз, следователь стал кричать на нас и топать ногами. А после того, как я обратился в прокуратуру, меня встретил участковый и пообещал, что спокойно моей семье жить не дадут”. “Я родилась в Таджикистане и прожила там почти всю жизнь. Как и мои родители, дедушки и бабушки, которых послали поднимать трущобы. Отец был учёным по тому времени, находили залежи золота, мотались по горам на ишаках, с ним моя мать, где по этим кишлакам и рожала нас. На войне погиб отец, два брата, мать тяжело заболела и только перед смертью получила квартиру. И вот и моя старость. Кажется, есть квартира, зарплата, а жить не пришлось. Пришлось сматывать удочки под старость, чтобы не вспороли живот. Да что говорить, разве по прихоти своей миллионы русских людей вот так просто снялись, и поехали без средств искать счастья по России, где их никто не ждёт?” “Я прибыл из Тбилиси, точнее, был вынужден выехать. Война, голод, нищета – печальный результат “демократов” в Грузии. Страдает от этого, конечно, больше русское население, вынужденное искать кров в России. Но наша бюрократия не дремлет. Без квадратика в паспорте о прописке я не человек, а какое-то русскоязычное существо, которое ещё нарушает паспортный режим. Рядом живут и “работают” на базарах и “блошиных” рынках все те, кто нас гнал из Грузии и других республик Закавказья. А мы, русские, должны доказывать местным чиновникам, что мы действительно русские, копаться в архивах в поисках родственников, живших некогда в России”. “Я работаю учителем. Преподаю русский язык и литературу. С того дня, как в нашем городе убили четырех русских солдат а затем сожгли их в автобусе на моих глазах, я не могу жить в этом городе. Не могу и не хочу учить их детей русскому языку. Они смеются открыто нам в лицо, презирают уроки русского языка. У меня две дочери. Девчонок чуть ли не каждый день бьют и издеваются над ними. В этой стране у моих детей нет будущего”. А вот теперь поговорим о ксенофобии и толерантности. Когда происходило рассказанное выше, самым ярким проявлением ксенофобии в России были армянские анекдоты да бурчание по поводу “торгашей-кавказцев”. Потом в Россию, кто на родину, кто на этническую Родину, выехали миллионы русских (немцев, евреев, украинцев, белорусов, прибалтов), выдавленных обезумевшими националистическими стаями и толпами из республик Средней Азии, из пред- и закавказья. Но прошло 10 лет, прежде чем и у нас ксенофобия стала проявляться (весьма редко и при всеобщем осуждении) аналогично: око за око. Причина такой замедленной реакции в том, что Православие, да ещё наложенное на славянизм, дает одну из самых толерантных культур. Кстати, медицинское значение слова толерантность такое: способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда. На взрослых рассказы беженцев не подействовали так, чтобы изменить их поведение. На детей – да. И когда мальчишки повзрослели, то самые впечатлительные из них реагируют действием. Наша нетерпимость особенно заметна в глубинных районах страны. На окраинах, в пограничье, где нерусские ведут себя агрессивнее, показывают свой характер без маскировки, “неблагоприятное воздействие яда” сильнее, а потому и реакция острее. Достаточно указать, что наиболее известный “русский националист”, основатель Союза русского народа и Союза Михаила Архангела, депутат 2-4 Государственных Дум В. М. Пуришкевич родом оттуда, где схлестнулось противостояние русского и романского этносов – из Бессарабии. А В. В. Жириновский, самый националистически настроенный депутат ныне действующей Думы, родился и вырос в Казахстане, там, где кончается Русь и начинается казахский этнос. Для справки. И. Сталин выделил Казахстан из состава РСФСР в 1937 г. Другие среднеазиатские республики (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия) после сложных процессов перекраивания (размежевания) Туркестанского края были выведены из состава России ещё раньше - 90 лет назад, в октябре 1924 г. У автора данной публикации устойчивое мнение, что эти процессы были проведены Сталиным с целью укрепления личной власти после смерти Ленина. Предоставлением независимости он создавал ЦК компартий союзных республик (притом, что российского ЦК не было) и тем обеспечивал себе поддержку националов на партийных съездах и в ЦК ВКПб. Так он продолжил ленинскую политику гражданской войны против русского народа. Автор исходит из того (о чем говорят многочисленные факты), что гражданская война имела не классовую основу (бедные против богатых), а националистическую: национальные меньшинства против великороссов. Но толерантность русских настолько высока, что даже очевидные, трагические для этноса и его государства факты её поколебали ничтожно. Например такие. Кто своими штыками и “револьверным лаем” помогал Ленину укрепиться, когда он захватил власть в России? Латышские стрелки, они же составляли охрану его, и костяк ЧК тоже, пока их самих, сделавших свое грязное дело, не пустили в расход. Кто принёс русскому народу (вольно или невольно) самые большие беды и миллионы уничтожил (“ленинскую гвардию”, как и “попутчиков”, кто был рядом, не считаю и не скорблю о них, они получили своё)?

Сталин. (Кстати, в Грузии коллективизация не проводилась.) Кто создал самую страшную в мире “машину уничтожения”, едва не удушившую Россию? Дзержинский. Тем не менее, ни к латышам, ни к полякам, ни к грузинам у русских ненависть не возникла. К слову, поляки лишили маршала К.К.Рокоссовского звания почетного гражданина. Приведённые (читатель наверняка добавит тысячу своих!) факты говорят, что ксенофобия не сегодня появилась, и не во вчерашнем дне её начало. Она из времён, которые не отмечены ни в летописях, ни даже на глиняных дощечках. Создатель, устраивая мир, предусмотрел, чтобы он в своём развитии следовал задуманному Им, а не превратился в мешанину, в плесень. Для мира живого, но бездушного, существует целая серия преград. Вот вроде бы похожие виды, но в разное время у них брачный сезон, и не смешиваются они. А другие не могут смешаться потому, что географически отдалены друг от друга. Третьи – потому, что морфологическое строение различно. А четвертые вот и смешались, преодолев все преграды, но потомство оказалось бесплодным. Мудр Создатель. Для имеющих душу, могущих постичь слово Божье, никаких внешних, грубых препятствий не существует, ибо все мы – дети Адама и Евы. Разного цвета кожи, разреза глаз и курчавости волос есть супружеские пары. И чада у них есть. И у чад – чада… Все должны бы за тысячи поколений уже так перемешаться, что люди стали бы почти одинаковы: так однороден пластилин после того, как ребёнок, получив от родителей желтые, черные, красные, зелёные его палочки, усердно потрудился, вылепливая птиц и зверей. Однако вопреки наукам так не стало. Ни в физическом смысле, ни, тем более, в культурном. Три поколения коммунистическая власть насаждала атеизм. Но ослабела она, рухнула – и пошли в церковь “атеисты” в третьем, а то и пятом поколениях! Сами почувствовали Бога. Три поколения коммунистическая власть каждому, с детского сада, говорила о дружбе народов, даже заявила, что создана “новая историческая общность, советский народ” (посмотрите на пластилин, с которым повозилась ваша дочка или внук, думали, что так же удалось им с людьми!), но лишь только ослабела, даже ещё не пала, совдепия, как “общность” исчезла. Рассказанное в начале статьи творили вчерашние пионеры, комсомольцы, коммунисты… Знать, не помогли “Моральные принципы строителя коммунизма”, рассеялись, как не было, и проявилась культура подлинная, народная, которая “с молоком матери”, хотя сама мать об этом и не догадывалась, была и пионеркой, и комсомолкой… И стали люди поступать сообразно своей национальной культуре. Казахи – по-казахски. Таджики – по-таджикски. Если бы мы сделали анализ всех фактов межнациональных трений, то увидели бы, что проявления русско-православной ксенофобии ничтожны. Этническая культура накладывается на культуру религиозную или атеизм - и получается культура национальная, со своими особенностями. Ни в Вологде, ни в Твери никогда не кричали толпы: “Молдаване за Волгу, – евреи - в Волгу!”. А на площадях Кишинёва кричали: “Русские за Днестр, евреи в Днестр”, и плакаты развешивали: “Чемодан – вокзал – Россия”. В Прибалтике же такого почти не было, хотя в той же Литве (всем русским, там жившим, своё гражданство предоставили они сразу) католики на 3/4, а в Молдове – больше половины верующих - православные. Правда, там же половина – атеисты. Видим, доминирует национальное. Не было преждё таких жутких примеров ни в Белоруссии, ни на Украине. Но всё же чем западнее, где больше влияние католицизма, тем сильнее притесняли русских и 25 лет назад. А вот случился "майдан" и сразу возвопили толпы "Москаляку на гиляку". Так наналожилась религиозная культура на этническую. Порой, она доминирует. И не дано человеку познать законы их взаимовлияния. Ведь то же и во Франции, но чуть спокойнее. А разве в Германии не на нашей памяти молодёжь избивала (и убивала) “гастарбайтеров” из Турции? Уж как каялись немцы после опьянения гитлеризмом… До сих пор грехи себе не простили. А ксенофобия-то жива! Что ж она такое, что люди образованные и тёмные, верующие и атеисты, и даже космополиты – все подвластны ей? Самые зачатки ксенофобии увидел я в… анекдотах “про тёщу”. Безобидные вроде бы, но в них есть первые блёстки неприятия чужого образа жизни. Молодые венчаются – две семейных культуры смешиваются. Даже и из села одного они, одной религии и рода-племени, а всё же разнятся чуток две любых семьи. И одна стремится доминировать. Анекдот. Хорошо, если только он, а бывает - расходятся молодые: знать, одно влияние слишком навязчиво, а другое неуступчиво. Люди давно заметили, а потом и статистика подтвердила: если молодые первые годы сами живут, то ни свекровь, ни тёща помехой не станут. Много острее противоречия, когда разные языки, обычаи, религии. И когда сталкиваются в житейских делах не одиночки, а значительные общности, может быть беда. Если бы все отторгли сразу, каждый для себя, ксенофобию и в мелочах даже не радели бы соплеменникам, то, может, и проще бы разрешались вопросы. Но человек существо алчущее. Где один узбек на рынке освоился, – там десяток уже через месяц. Пока был один – никто и не знал, какой веры он, на каком ещё языке говорит. Собралась дюжина – уже отдельный мирок. Пусть не продолжает читать эти размышления тот человек, который не испытывает дискомфорта, если при беседе втроём двое его собеседников вдруг начинают говорить на непонятном ему наречии. У такого, может быть, и нет ксенофобии. У всех остальных она “имеет место быть”. В последние годы слово ксенофобия стало ругательным, иногда вроде ярлыка грязного. Но напрасно свойство людей хранить память отцов, дедов и прадедов так поносится. Великое благо для всех нас - ксенофобия. Именно благодаря ей существуют на планете 1000 племён и языков. Кто-то считает, что это плохо? Только тот, кто готов стать Иваном, родства не помнящим. Таких мало. Большинство, даже и невольно, несознательно, несут на себе печать рода-племени своего, в себе веру в свои ценности, чувство собственного достоинства. Пример краха коммунистической системы показал, что ни пулемёты, ни голодомор, ни богоборчество, ни даже воспитание в детдоме не могут лишить человека чувства родства со своим народом, а значит и стремления сохранить его, детям передать, а значит… ксенофобии. Чтобы понять силу этой Божьей печати, попробуйте думать не по-русски. В большинстве мы знаем украинский язык на уровне понимания. Знаем многие слова. Попробуйте не изъясняться, а думать украинскими словами. Редко у кого получится, не надолго. При этом, отрицая полезность ксенофобии, изгоняя это Богом данное качество из области легальной жизни, пиная его, мы вытесняем её в подворотни, в неподконтрольную разуму сферу. И тогда случаются вещи ужасные, православные (да разве они православные?) уподобляются худшим из “чужих”. Так было давно в Петербурге, когда зарезали ножами маленькую девочку-таджичку, так в московском метро три-четыре десятка возбуждающих друг друга негодяев стаей накинулись на четверых “чужаков”. Чем они лучше тех, о ком в письмах? Для нашей русской православной культуры они – позор. Уверен, что единственная возможность уйти от жёстких проявлений неприятия “чужаков”, это не бороться с ксенофобией, а легализовать и возглавить её. Признать, что наша различность – это данность, которая от нас не зависит. Признать, что право быть иным – у каждого. Но признать и то, что всегда и везде появление “в чужом монастыре со своим уставом” непременно вызывает реакцию отторжения того большинства, чей, собственно, и есть “монастырь”. Искоренять ксенофобию из характера людского, значит пытаться создать нового человека, отличного от того, каким создал нас Всевышний. Такой эксперимент уже был. 150 лет, начиная с появления марксизма в России, пытались нашим прадедам, дедам, отцам, нам, детям нашим привить образ мыслей и модели поведения иные, чем Им созданы. Не получилось, и не могло получиться, ибо Бог в своей мудрости предусмотрел и такие козни сатаны. Потому нам нужно быть умными, понимать суть проблемы и оставаться разными, какие мы со времён вавилонского столпотворения. А когда заслужим, Он сам решит эту проблему, если она существует. Заслужить же благо сие можно только одним - любовью к другому человеку, какого бы рода-племени он не был, каким бы богам не поклонялся.