Светлана Колдашова «Охотники за головами» выходят на позиции в Самарской области

«Охотники за головами» выходят на позиции в Самарской области
 

Снайперы 15-й миротворческой бригады осваивают новое вооружение, современную экипировку и новую тактику выполнения боевых задач. На занятиях этим солдатам команд не отдают. Да они снайперам и не нужны. Бойцы натренированы слышать малейшие шорохи и видеть микроскопические объекты.

 

Рабочая дистанция - до полутора километров

На полевых занятиях сразу привлекла внимание пара снайперов, оборудовавших позицию в стороне от позиций сослуживцев. - Это лазерный прибор разведчика третьего поколения, - рассказывает сержант контрактной службы Сергей Кузнецов. - Сейчас мы тренируемся определять дистанцию до цели. Для того чтобы сделать поражающий выстрел, нужно знать точное расстояние. Не зная дистанции, мы цель не поразим, будут постоянные промахи. А себя мы раскроем, и результат будет плачевным.

 

Сейчас мы новый прибор изучаем, экспериментируем в разных условиях - зимой, летом, в дождь, в жару. Не скажу, что уже на пять баллов им владеем. Техника сложная, прибор уникальный - мы еще разбираемся, как с ним правильно работать. Быстро и точно определить дистанцию важно и потому, что снайпер в условиях боя имеет время только на 1-2 выстрела. Затем нужно мгновенно сменить позицию, уйти с прежнего места. Иначе враг засечет и уничтожит. Новый прибор гарантированно позволяет вычислить, сколько сотен метров или километров до цели, всего за три секунды.

 

- Лазерный прибор разведчика намного эффективнее прежней спецаппаратуры, - продолжает Сергей. - Где применять этот прибор - без разницы, в условиях боя, в городе, в полях или горах. Рабочая дистанция - до полутора километров. Работает при температурах от -50 до +50. Влажность, атмосферное давление для его работы большой роли не играют.

 

Как говорят снайперы, засечь лазерный луч без специальных приборов невозможно. Да и с ними не всегда. Особенно в современном общевойсковом бою. Когда на поле боя лазерные прицелы установлены на БТР и танках, одиночный луч засечь очень трудно. Сам сержант-контрактник Сергей Кузнецов в армии служит 12-й год, но рассказывать о том, в каких ситуациях ему приходилось применять свои навыки, не хочет. - Ни один уважающий себя «охотник за головами» не скажет, где он был и что он делал. Это неписаный закон. Это не обсуждается. Так спится спокойнее, - говорит Сергей.

 

«Лохматину» сменила шлевка

В масках, скрывающих лица, снайперы рассказывают о новой снайперской экипировке. Она состоит из разгрузочного жилета или специальной поясной системы и имеет своеобразный способ крепления - шлевку. - Это лента с креплениями, которая проходит по всему разгрузочному жилету или ременно-плечевой системе, - рассказывает лейтенант Павел Смирнов. - Подсумки, магазины, приборы каждый из нас может разместить с предельным удобством для себя, с учетом индивидуальных физиологических особенностей. Еще совсем недавно для маскировки снайперов использовались специальные костюмы «Леший» и «Кикимора». - Это такая «лохматина» из рваной ткани и сеток. Для маскировки вполне годилась, но передвигаться было не очень удобно. Сейчас это заменено облегченными маскхалатами, с ними в комплекте идут баллоны с красками для ткани. Наносится камуфляж непосредственно на местности. То есть ты пришел, осмотрелся и нанес краску. Пучок травы, к примеру, можно приложить как трафарет или камень, - рассказывает Павел.

Умение маскироваться непременно входит в подготовку снайперов. Но считать, что эти бойцы всегда ходят на задания тайными тропами и «наряженными» в маскхалаты, неверно. Маскировка снайпера зависит от дистанции, на которой находится цель, от задачи и месторасположения. - Есть ситуации, когда снайперу в принципе не нужно прятаться. Например, операции по освобождению заложников.

Мы конкретно знаем обстановку и свою позицию, - делится небольшими секретами лейтенант Павел Смирнов. - Кроме того, современная оптика позволяет вести огонь с очень больших дистанций. Так что можно выполнять задачу хоть в оранжевой футболке! Сейчас в экипировке снайперов для защиты слуха используются активные наушники. Микрофоны в них встроены по принципу слухового аппарата. Например, в лесу они помогают услышать звуки, которые человеческое ухо обычно не воспринимает. Также к ним подключается радиостанция.

 

Снайперская винтовка не единственное оружие, которым умеет владеть «охотник за головами». Встреча с врагом может произойти и в то время, когда снайпер только собирается занять позицию, а его винтовка еще разобрана и находится в чехле. - Поэтому нам необходимо умело владеть и короткоствольным оружием - автоматом, пистолетом, - рассказывает Павел. - Учимся всему, что может при- годиться в реальном бою.

Подготовка к реальному бою

В этом учебном году снайперы 15-й миротворческой бригады осваивают не только новую экипировку и вооружение. На Рощинском полигоне под Самарой они изучают и новую тактику. В групповых снайперских засадах часть группы заранее занимает позицию, которая либо была раньше известна, либо разведданные донесли о приближении противника. Занимаются позиции, назначаются ориентиры. Каждому стрелку нарезается свой сектор. При появлении врага огонь по общей команде ведется одновременно. Учеба снайперов ведется не только на заснеженных и продуваемых всеми ветрами полях полигона, но и в военном городке части. Солдаты учатся воевать в городских условиях. Правда, здесь бое- припасы для стрельбы применяются исключительно учебные, холостые. В идеально подошедшем для тренировок заброшенном здании детского сада снайперы выбирают позиции в заваленных строительным мусором комнатах и на пролетах разрушенных лестниц. Дома в городах и поселках, через которые прокатывается война, выглядят не лучше. - Поэтому мы и учимся проникать на руины под прикрытием другой снайперской пары, использовать для оборудования снайперской позиции брошенную мебель и бытовую технику, - говорят бойцы. - Кто его знает, где, возможно, придется выполнять боевые задачи. Надо быть готовым ко всему.

 

Есть у кого учиться 

Во время Великой Отечественной войны снайперы были на вес золота. В Красной Армии снайперов обучали в течении десяти предвоенных лет, подготавливая их к реальной войне. Превосходство советских стрелков на поле боя подтверждают их личные «смертные списки». Во время Сталинградской битвы снайпер Василий Зайцев уничтожил  солдат противника. В День Победы на счету другого нашего прославленного снайпера Семена Номоконова значилось 360 убитых гитлеровцев. Наши меткие стрелки умели воевать даже против самолетов. Cнайпер 82-й стрелковой дивизии Михаил Лысов в октябре 1941 года из автоматической винтовки со снайперским прицелом сбил пикировавший на позиции полка «Юнкерс-87». Историки подсчитали, что первая по эффективности десятка советских снайперов уничтожила (по подтвержденным данным) 4200 солдат и офицеров противника.

 

Автор: Светлана Колдашова