Экс-глава ФРС объявил о победе США в нефтяном противостоянии с ОПЕК

На модерации Отложенный

Отказ ОПЕК сокращать добычу нефти лишает картель способности влиять на ценообразование, которая фактически переходит к США. Такую позицию высказал на страницах FT экс-глава ФРС Алан Гринспен

Нефтяной кризис 1973 года позволил странам ОПЕК «вырвать контроль над ценообразованием» из рук Вашингтона: эмбарго на поставку нефти странам, поддержавшим Израиль в «войне Судного дня», за год подбросило стоимость барреля в четыре раза. В 2014 году отказ картеля сокращать добычу в условиях дешевеющей нефти, напротив, знаменовал его самоустранение от роли «стабилизирующего производителя», которую он исполнял последние 40 лет. Об этом в разделе «Мнения» Financial Times пишет бывший многолетний глава Федрезерва США Алан Гринспен.

Экономист прямо указывает на то, что корни текущего энергетического кризиса лежат в технологическом развитии «нетрадиционной» добычи нефти в Штатах: «Прогресс в добыче трудноизвлекаемых ресурсов, в основном, путем горизонтального бурения и гидроразрыва, обернул падение американского производства нефти вспять. Среднесуточный объем добычи вырос с 2012 года на 3 млн баррелей». Это предопределило быстрый рост коммерческих запасов нефти и стремительное падение ее стоимости.

Гринспен уверен, любые дальнейшие прогнозы по цене барреля должны опираться именно на данные по объему складских запасов. Говорить о «бычьем тренде» можно лишь тогда, когда существующий разрыв между производством и потреблением исчезнет. Поэтому февральское повышение цен «может оказаться всего-навсего кратковременным скачком, пока инвесторы закрывают короткие позиции».

По последним данным Минэнерго США (на 13 февраля 2015 года), текущий объем нефтяных запасов в Штатах, без учета Стратегического нефтяного резерва, составляет 425,6 млн барр., что является историческим рекордом. В 2000-е годы эта цифра колебалась в районе 300 млн барр., за весь 2014 год показатель вырос с 358 млн до 385 млн барр.

В любом случае снижение нефтяных цен окажет на рост мировой экономики «умеренно-позитивный эффект», уверен 88-летний экономист. Покупательная способность крупных стран-импортеров (вроде Индии и Японии) вырастет. Уже в текущем квартале, по данным Гринспена, расходы на потребление нефти заметно выросли. С другой стороны, текущий уровень цен сильнее всего ударит по ведущим экспортерам, а именно по России, Венесуэле и Ирану. Затраты на отраслевые инвестиции в добывающих странах ближайшие два года будут падать.



В выигрыше может оказаться добывающая отрасль Штатов. Год назад, напоминает Гринспен, многие эксперты утверждали, что добыча сланцевой нефти уже при $60 за баррель будет невыгодна. Вместе с тем, месяц-два назад, когда стоимость барреля составляла $45, а количество буровых вышек в Америке падало, уровень добычи нефти в США оставался стабильно высоким.

В такой гибкости экономист видит основное преимущество сланцевой нефти – такие скважины иссякают за несколько лет (в отличие от нескольких десятилетий у «традиционных» месторождений), а объем добычи на них гораздо проще регулировать. Получается, что отрасль сланцевой нефти быстрее и легче реагирует на вызовы рынка: «В отличие от специальных решений монополиста ОПЕК, колебания рыночных цен будут автоматически влиять на объем добычи сланцевой нефти».

Исходя из этого, «нетрадиционная» добыча «будет заметно более эффективным стабилизатором мировых цен», нежели неповоротливый ОПЕК. При таких условиях Гринспен не находит ничего удивительного в том, что Штаты «перехватят» у картеля контроль над ценообразованием на долгие годы, если не навсегда. Поэтому главную задачу американских нефтяников он видит в снижении затратности производства, чтобы удержать лидирующие позиции в мире.

Примечательно, что это уже третья за месяц статья в разделе «Мнения» FT, посвященная причинам и последствиям падения нефтяных цен. В конце января своим взглядом на проблему поделился российский бизнесмен Михаил Фридман, а на прошлой неделе – глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Алан Гринспен возглавлял Федрезерв с 1987 по 2006 год, успев поработать на этом посту при четырех президентах США. Он родился в семье экономиста и, несмотря на увлечение музыкой в молодости, выбрал для себя карьеру в финансовой отрасли. При президенте Джералде Форде он возглавлял Совет экономических консультантов, но в 1977 году, после прихода к власти администрации демократов, оставил свой пост.

В большую политику он вернулся в июле 1987 года, сменив Пола Волкера на посту главы ФРС. На период его нахождения в должности пришелся «черный понедельник» на фондовых рынках в октябре 1987 года, стремительное экономическое развитие при администрации Билла Клинтона и «пузырь доткомов». Гринспен ушел в отставку в 2006 году по истечению пятого срока полномочий. Немало экономистов, в частности, лауреат Нобелевской премии Пол Кругман, прямо обвиняли экс-главу ФРС в политике, спровоцировавшей ипотечный кризис 2007 года.