Центробанк поставил перед собой новые цели

Центробанк пересмотрел факторы, на которые ориентировался при выборе уровня ключевой ставки. Если раньше она устанавливалась исключительно с оглядкой на уровень инфляции, то теперь регулятор поставил перед собой новые задачи – курсовая стабильность, инфляционное таргетирование и поддержка экономики.

Фото: GLOBAL LOOK press/Anton Belitsky

Об обновленном подходе к факторам, влияющим на изменение ключевой ставки, рассказала председатель Центробанка Эльвира Набиуллина на встрече с представителями коммерческих банков. Вместо одного – уровня инфляции – теперь таких ориентиров три: курсовая стабильность, инфляционное таргетирование и поддержка экономики.

Эксперты отмечают, что такой подход соответствует современным экономическим реалиям больше прежнего. "Сейчас регулятор высказался ближе к реальности. Это делается для того, чтобы ЦБ больше доверяли. В мире давно установилась практика, что центробанки, которые пользуются доверием, должны достигать названных целей и говорить о том, что они действительно намерены и могут сделать. Девальвация подстегивает инфляцию, поэтому курсовая стабильность – сильнейший фактор ее контроля", – цитируют "Известия" председателя совета директоров МДМ-банка Олега Вьюгина.

Он добавил, что во многом действия регулятора обусловлены политической ситуацией в мире. "Если бы западные рынки капитала не были закрыты ввиду санкций, политика могла бы быть иной. Новая риторика ЦБ с большой долей вероятности будет закреплена на несколько лет, потому что центробанкам не рекомендуется часто менять концепцию, иначе доверие к ним будет снижаться", – отметил банкир.

"В экономике существует известная закономерность, так называемая невозможная триада, суть которой заключается в том, что одновременно свободное движение капитала, фиксированный курс и независимая денежно-кредитная политика сосуществовать не могут. В России отсутствуют ограничения на движение капитала, поэтому ЦБ необходимо выбрать из двух оставшихся составляющих то, на чем нужно сконцентрировать все усилия, – политику борьбы с инфляцией или политику фиксированного курса. Сейчас, по всей видимости, Банк России пытается найти тонкий баланс между этими двумя целями", – рассказал бывший зампред ЦБ Константин Корищенко.

"Новая риторика ближе к сегодняшним реалиям, чем ориентир исключительно на инфляцию (как и то, что ранее таким ориентиром неявно был стабильный курс). Понятно, что полное игнорирование динамики курса рубля вряд ли приемлемо для ЦБ в том числе и потому, что стимулирует инфляцию, поэтому он периодически выходит на рынок с интервенциями", – добавил он.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий поддержал изменение подхода Центробанка к формированию ключевой ставки. "По существу, это отказ от политики инфляционного таргетирования, ставшей одной из причин валютного кризиса. Стабилизация национальной валюты – основная конституционная задача Банка России, и он должен руководствоваться этой целью при выборе ключевой ставки. В то же время наличие в числе приоритетов поддержки экономики не позволяет задушить экономику высокими ставками".