Объект под названием «8 цех» был построен в 1935 г. и назывался по документам «Испытательная и сборочная станция для сверхмощных изделий».
Строительство этого уникального и единственного в нашей стране сооружения началось в июне 1934г и завершилось в 1936г Станция площадью более 5 тысяч кв. метров с наблюдательной вышкой высотой 42 метра была воздвигнута в море на расстоянии 2,7 км. от берега. Вся подводная часть гигантского павильона, получившая название «Массив», строилась на побережье в котловане емкостью 530000 кубометров, вырытом с помощью земснарядов.
На дне котлована был построен огромный железобетонный «ящик» высотой 14 метров, после чего искусственная перемычка, отделявшая котлован от моря, была разрушена, и всплывший «ящик» отбуксировали на место строительства станции в феврале 1935г. Там «ящик» наполнили водой и «посадили» на заранее подготовленную площадку из бутового камня. Дальше строительство станции велось обычным способом с доставкой людей и материалов морскими судами. В отчете о состоянии строительства на 10 октября 1936г. отмечалось: Выведен и установлен на море, на подготовленное основание железобетонный массив-гигант, на котором будет построено основное здание. Строительные работы и монтаж оборудования будут закончены в 1937г.
Глубина стен — 14 м, а толщина 1,5 м. Фундамент был изготовлен на берегу, а потом доставлен к месту строительства.
В январе 1937г. строящийся цех «А» был переименован в цех №8. Чертежи планировки надводной части здания восьмого цеха были разработаны главным инженером А.Дезорцевым, начальником проекта Г.Ахтенштейном, старшим инженером М.Матевосяном и проектировщиком П.Парфеновым. Этот цех был сдан в эксплуатацию в 1939г. В инвентарной карточке значилось: Здание площадью 5189 кв.м., общим объемом 26000 куб.м. установлено на железобетонном фундаменте, стены кирпичные, перекрытия железобетонные, полы паркетные.
Функционировал лифт, который поднимал на смотровую вышку, находящуюся на девятом этаже.
Так как погода на Каспии чаще неспокойная и испытатели из-за шторма могли задержаться на длительное время, для них в правом крыле цеха на верхних этажах были столовая, гостиница и даже библиотеке. А в середине подвального помещения в большом спортивном зале рабочие играли в баскетбол и волейбол.
Для осуществления связи с восьмым цехом и его обслуживанием на берегу были сооружены северный и южный молы порта, пристань и судоремонтный цех. Строительство всех гидротехнических сооружений велось под руководством опытных специалистов П.И.Климова и М.Я.Соколова. Подводными работами при сооружении станции руководил Н.А.Балабайченко. В 1942г. в связи с эвакуацией завода в Казахстан эксплуатация цеха прекратилась, после войны восстановилась и была окончательно прекращена в начале 60х в связи с выпуском новых торпед, требующих больших глубин для испытаний.
Еще одно очень интересное дополнение к строительству испытательной станции. Собирая материалы для этой книги, пишет Кириленко, я поинтересовался у немецких коллег, как обстояло дело с производством торпед у них накануне и в годы 2-й Мировой войны. Каково же было мое удивление, когда в городе Берлине мне показали книгу о немецком торпедном заводе в городе Нейбранденбург, аналогичном нашему заводу № 182 (Дагдизель), в котором пристрелочная станция была почти точной копией нашего 8-го цеха. Но поскольку немцы построили свой объект почти на пять лет позже нас, то можно полагать, что такая схожесть либо результат работы немецкой разведки, либо идентичность инженерной мысли того времени.
В годы войны немцы были остановлены у Грозного и до Махачкалы и ее спутника поселка «Двигательстрой» не дошли. Однако, немецкие самолеты неоднократно бомбили не завод с поселком, а именно испытательную станцию в море. Значит, они были осведомлены о ее существовании.
Комментарии